Музыкальная драматургия и язык оперы

Страница 4

— «раннеклассическая» партитура — малый состав оркестра с опорой на струнную группу, одинарный состав деревянных духовых инструментов, две валторны, в некоторых местах введены тромбоны (ad libitum) и фортепиано (в импровизации Моцарта).

Оркестр в опере выполняет функцию гармонического сопровождения. Отдельные инструменты время от времени вторят интонациям вокальной партии. Иногда композитор применяет и звукоизобразительность. Во вступлении к первой сцене оркестр репрезентирует образ Сальери, во вступлении ко 2 сцене —образ Моцарта. В Реквиеме в оркестр добавляются фортепиано и хор. Оркестровая постлюдия оперы — последние 10 тактов — своеобразная арка ко вступлению к опере.

Не случайно Ц. А. Кюи высоко оценивал оркестр в этой опере. Он писал: «В техническом отношении "Моцарт и Сальери" почти верх совершенства. Как талантливый инструментатор Корсаков не имеет соперников. В рассматриваемом произведении он взял самый скромный оркестр с одной флейтой, одним гобоем, кларнетом, фаготом, и этот скромный оркестр от начала до конца звучит восхитительно . Оба коротеньких оркестровых вступления к обеим картинам красивы; то, что играет Моцарт в первой картине, прелестно, а употребление фортепиано с изредка вступающим оркестром — поразительной красоты; так же красивы и живописные некоторые эпизоды в оркестре, например, "как некий херувим"» [50, 355].

В середине XIX века намечается новая тенденция в трактовке увертюр: они все более приближаются к вступлению, то есть становятся менее развернутыми и законченными.

Опера «Моцарт и Сальери» начинается кратким оркестровым вступлением, в котором композитор создает сосредоточенное, печально-торжественное построение, вводящее слушателя в атмосферу событий, развертывающихся в трагедии.

Здесь Н. А. Римский-Корсаков пользуется приемом стилизации, широко применяемым им на протяжении всего произведения: музыка вступления содержит ясно выраженные черты обобщения и своеобразного развития некоторых стилистических особенностей и характерных черт музыки венских классиков конца XVIII века. Первые четыре такта поручены всему оркестру. Композитор мастерски использовал весь этот состав, скромные масштабы которого находятся, с одной стороны, в полном соответствии с камерным замыслом произведения, а с другой — как бы напоминают небольшие оркестры того времени[29].

Яркий момент вступления — соло гобоя, начинающееся в пятом такте. Эта выразительная мелодия в дальнейшем преобразуется в тему, которой композитор, по-видимому, придавал значение характеристики Моцарта. Скорбный оттенок этой мелодии своеобразно предвещает трагическую участь героя[30] (см. Пример 1).

Стиль эпохи, в которой происходит действие оперы, композитор воспроизвел посредством определенного комплекса выразительных средств, характерных для классицизма. Таковыми являются: развитая гомофонно-гармоническая фактура, секвенционное развитие, общие формы движения, опора на функциональную гармонию, сопоставление тональностей первой степени родства, интенсивное развитие в средних голосах фактуры, предъемы, задержания, опевания, широкое использование приемов мелизматики — группетто, мордентов.

Совокупность отдельных выразительных средств, таких как трехдольный метр, характерная ритмоформула, трехголосная фактура, типичное кадансирование, выделение первой доли, слабые нисходящие «женские» окончания, общий тип развертывания, создают жанровые признаки распространенного в XVIII веке танца менуэт. Характерные черты еще одного танца — пассакалии — проявляются благодаря темпу Adagio, нисходящему хроматическому движению параллельных терций, а также утяжелению второй доли, путем ее ритмического удлинения. Ассоциативный ряд, вызываемый данным комплексом выразительных средств, служит созданию атмосферы мрачного ожидания трагической развязки всей оперы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru