В операх второй половины XIX века важное значение приобретает сквозная вокальная сцена, представляющая собой свободное сочетание речитативно-ариозных и ансамблевых эпизодов, подчиненных единому драматическому замыслу. Именно такой тип сцены лежит в основе обеих сцен оперы «Моцарт и Сальери».
Как и в любой другой опере сквозного действия, здесь нет деления на отдельные речитативы и законченные музыкальные номера. Внешний событийный план сведен к минимуму и не противопоставлен внутреннему. Опера сквозного действия максимально приближена к драме, где все события непрерывно развертываются в пределах сцены, являющейся основой композиции. Музыка воплощает это непрерывно разворачивающееся сквозное действие, раскрывая все его детали, нюансы, скрытый смысл, подтекст. Поэтому здесь отсутствуют формы, невозможные в драме: развернутые арии, ансамбли согласия, хоры.
В вокальных партиях в основном используются те выразительные средства и построения, которые сближают оперу с драматическим произведением. Диалоги составляют основу развития, именно в них происходит продвижение драмы, поэтому оперу «Моцарт и Сальери» можно с полной уверенностью назвать диалогической. В центре каждой картины находится монолог Сальери, разъясняющий дальнейшее взаимодействие героев. В нем весомость словесного текста еще более усиливается.
Будучи оперой сквозного действия, «Моцарт и Сальери» содержит как исключение законченные музыкальные формы: фортепианную Фантазию и Реквием. Такие формы используются в виде вставных жанровых номеров и в других речитативных операх (две песни Лауры в опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость», Колыбельная Веры в опере «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова).
В опере сквозного действия происходит сближение, постоянное переключение и смена разных форм высказывания: речитатив сменяется ариозной мелодией, декламация — кантиленой. Но мелодические фрагменты не складываются в большие построения, они не повторяются, не образуют закругленных периодов и репризных построений. Помимо гибкой вокально-речевой декламации, композитор использовал в опере сквозные оркестровые характеристики и инструментальные эпизоды.
Композиция оперы сквозного действия представляет собой текучее сюжетное и музыкальное развитие. Но, тем не менее, кажущийся непрерывным, сплошным, поток музыки членится на эпизоды, более или менее развернутые. Эпизоды строятся свободно и переходы от ариозных к речитативным моментам плавны и незаметны.
Несмотря на сквозную драматургию, бесконечное интонационное обновление, своеобразную текучесть и непрерывную модуляционность гармонического языка, «Моцарт и Сальери» отличается композиционным единством. Кроме того, внутренняя цельность произведения связана с развитием характерных тритоновых интонаций, возникающих сначала во вступлении к опере, а затем в оркестровой и вокальной партиях обоих героев на протяжении всего произведения, а также с многочисленными тематическими перекличками, рассеянными по всей партитуре.
Литературный источник «обязал» композитора придерживаться музыкального колорита определенного исторического времени. В целом для оперы характерна стилизация элементов музыкального языка второй половины XVIII века[28]:
— определенная жанровая сфера (например — менуэт, фантазия, пассакалия);
— типичная для классицизма мелодика и голосоведение, каденционные обороты, опора на четкую функциональность и гомофонно-гармоническую фактуру;