Вокальный цикл «Без солнца»

Страница 3

В соответствии с этим текст стихотворения эмоционально сдержан, состоит из так называемых назывных предложений, о чем замечает Дурандина [5, с. 150]. Мелодика строится на кратких фразах небольшого диапазона, где преобладают интервалы секунды, терции и кварты. Напевность мелодики сочетается с декламационными чертами ритмического рисунка, где отсутствуют распевы, преобладают ровные, но не протяженные длительности. Почти везде Мусоргский отделяет одну строку поэтического текста от другой ферматой, внутри фраз делает паузы, и это также придает повествовательность. В сдержанной аккордовой фактуре иногда появляются подголоски, унисонно повторяющие вокальную партию, либо образующие второй голос. Создается эффект речи, произносимой «внутри себя».

Музыка монолога воспринимается как застывшая скорбь одиночества. Почти все произведение идет на тоническом органном пункте, что способствует ощущению статики, вызывает аналогии с некоторыми болезненными состояниями психики и в этом смысле предвосхищает два последних монолога цикла (в этом контексте вспоминается песня «Шарманщик», завершающая вокальный цикл Шуберта «Зимний путь»).

Создавая образ скорбного оцепенения, Мусоргский выходит за пределы традиционной семантики D-dur, так как создает одно из самых печальных произведений вокальной лирики. Никто до Мусоргского не трактовал эту тональность как трагедийную, прибегая в подобных случаях C-dur, E-dur (многочисленные примеры находим в творчестве Шуберта, Чайковского и других романтиков).

Структура музыкального построения повторяет структуру поэтического текста, образуя две текстомузыкальных строфы. Обе они достаточно четкие, правильные по строению, 1 строфа – 8 тактов, 2 строфа – 9 тактов, его структура 4+5 («лишний» такт, нарушающий квадратность, возникает за счет укрупнения длительностей в словах «ночь одинокая»).

Большой интерес вызывает гармонический язык монолога, основанный на мажоро-минорных соотношениях. Внедрение бемольных красок пониженных ступеней, в том числе и IIb, выдают тщательно скрываемую трагедию:

Рис.

Особого внимания заслуживает аккорд, следующий сразу за тоникой (2-й такт) и по своему интервальному составу сопоставимый с «аккордом смерти» Чайковского (DDVII7b3). Правда, Мусоргский иначе обозначает данный аккорд в нотной записи: как D65 во IIb ступень. Тем не менее, нам кажется, что композитор имел в виду именно аккорд двойной доминанты, тем более что за ним следует дезальтерированная S. Такое или аналогичное сопоставление характерно для данной части и в дальнейшем, и, кроме того, близкий по составу аккорд VIb приобретает значение лейтгармонии во всем цикле. Еще более красочные мажоро-минорные сопоставления, углубляющие бемольную сферу, мы наблюдаем во второй строфе (VIb, IIb, Vb, VIIb):

Рис.

В последнем предложении идет напряженная борьба мажора и минора, в которой минор, кажется, вот-вот победит. Здесь тоника перекрашивается в одноименный минор, а доминанта дается на VIIb:

Рис.

Лишь в последнем такте воцаряется мажорное наклонение, но в данном контексте не предвещает дальнейшего оптимистического развития.

«Меня ты в толпе не узнала»

можно определить как завязку и первую, драматическую, кульминацию всего цикла «Без солнца». Он воспринимается как порыв воспоминания о прошедшей любви, внезапно блеснувшего в воображении:

Меня ты в толпе не узнала -

Твой взгляд не сказал ничего;

Но чудно и страшно мне стало,

Когда уловил я его.

То было одно лишь мгновенье -

Но, верь мне, я в нем перенес

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru