Вокальный цикл «Без солнца»

Страница 2

Содержание цикла «Без солнца» составляют шесть песен-раздумий или монологов – «В четырех стенах», «Меня ты в толпе не узнала», «Окончен праздный, шумный день», «Скучай», «Элегия» и «Над рекой». Все шесть песен, по словам Г.Н. Хубова, «…окутаны мглистым сумраком ночи, когда оживают и тени минувшего, и отблески надежд, и порывы страсти, и муки разочарований, и гнетущие предчувствия» [16, с. 523-524]. Созвучен Хубову и отзыв Б.В. Асафьева: «Мусоргский добился здесь ощущения мрака, безмолвия и покинутости» [2, с. 71].

Драматургия цикла представляет значительные сложности для музыковедческого анализа, так как содержание частей, их эмоциональные состояния малоконтрастны. Это объясняется концентрированностью внутреннего мира героя на близких состояниях – от печального раздумья до скорбного оцепенения. Но все же исследователи творчества Мусоргского попытались наметить основные драматургические вехи. Так, Дурандина предлагает следующую концепцию: «Первая и вторая песни – условные экспозиция и завязка драмы. Драма уже свершилась, поэтому первая кульминация – в песне «Меня ты в толпе не узнала» - обращена в прошлое. А дальше все поглощает мрак настоящего. Следует своеобразная «тихая кульминация» - песня «Окончен праздный, шумный день» (первоначальное название – «Тень») - лишь тени прошлого, тени близких вызывают светлые воспоминания. Четвертая песня, «Скучай», - интермеццо в цикле – не связана с той нитью воспоминаний, которая ведет героя. Это брошенный случайно, словно бесцельно, взгляд вокруг себя – и снова боль и отчаяние слышны в репликах героя, внешне равнодушного. Он не находит радости ни в себе самом, ни в окружающей жизни. «Элегия», пятая песня цикла, - его центральная кульминация, в ней сконцентрированы трагические образы. Шестая песня, «Над рекой», звучит таинственно: в ее завораживающей красоте нет просветленности. Это безысходная кода» [5, с. 149].

Соглашаясь в целом с авторитетным исследователем, отметим все же, что авторами данной работы видится несколько иная драматургическая последовательность: первая часть – экспозиция; вторая – завязка драмы, где явно обозначена тема одиночества и утраченного счастья; третья – развитие основной темы, драматическая кульминация; четвертая – интермеццо; пятая – трагическая кульминация; шестая – тихая кода, знаменующая полный уход героя в субъективный мир. Отметим также, что жанровое определение «песня», на наш взгляд, не соответствует ни содержанию, ни структуре данных вокальных миниатюр. Это именно монологи, о чем говорят особенности вокальной партии, гибко следующей за подробностями и эмоциональными нюансами текстов, а также особенности формообразования.

Цикл открывается лаконичным, сдержанным по характеру эмоционального высказывания монологом «В четырех стенах».

Текст Голенищева-Кутузова, состоящий из двух строф, не столько передает переживания (они остались «за кадром»), сколько констатирует факты жизненной ситуации:

Комнатка тесная, тихая, милая;

Тень непроглядная, тень безответная;

Дума глубокая, песня унылая;

В бьющемся сердце надежда заветная;

Тайный полет за мгновеньем мгновения;

Взор неподвижный на счастье далекое;

Много сомнения, много терпения…

Вот она, ночь моя — ночь одинокая!

Несмотря на краткость изложения, текст несет информацию не просто о жизненном моменте, а о целой судьбе героя, где представлены его прошлое («…взор неподвижный на счастье далекое»), настоящее и будущее («… в бьющемся сердце надежда заветная»). При этом настоящее обрисовано как с объективной точки зрения («Комнатка тесная, тихая, милая…»), так и в субъективном ключе: «Много сомнения, много терпения… вот она, ночь моя – ночь одинокая!». Герой стихотворения не просит помощи, не надеется на сострадание, он просто тихо, без пафоса и внешних эффектов, рассказывает о своей жизни, причем в этом рассказе угадывается огромный и сложный путь личностного становления, большие испытания и утраты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru