«Приоритет мистического над бытовым, бессознательного над сознательным, иррационального над рациональным, характерный для романтической литературы, выражается в преобладании ночной темы над дневной, поэтому, например, в таких романтических произведениях, как «Гимны к Ночи» Новалиса или в некоторые стихотворения Тютчева «ночь» является значительным поэтическим символом» [39].
В.Н.Маймин считает, что «в соответствии с традицией философского романтизма, ночь – это время и условие познания: время духовной ясности и раскрепощения мысли. В ночи полнее и глубже постигаются тайны человеческие и тайны мироздания». [44, с. 262] Подобное поэтическое представление присуще многим поэтам-романтикам.
Так, ночь в художественной системе Лысикова выступает не только как конкретное время суток, но и как особый мир. Это время грусти, тяжелых раздумий, одиночества, кризисного момента, мучительных исканий, недовольства собою («Деля на всхлипы вечность ночи, / Воспоминания рвутся в клочья» («Имя»)). Все переживания героя «просыпаются» именно ночью, с приходом дня они исчезают:
И во мне остаётся боль несказанных слов<…>
Но солнечный свет наполняет мой дом,
И кто-то опять смеётся за окном,
И птицы заполняют голубой эфир… («Мой мир»)
В художественном мире Дельфина, как и в романтической концепции, «ночь» и «день» противостоят друг другу. День имеет положительные качества, характеристики, которые появляются благодаря образу солнца, света.
Твоя душа – океан, когда тебе десять лет,
И на волнах твоей души играет
солнечный свет. («Мишины дельфины»)
И нет света белого, только лишь одна тень.
Солнце твоё тобою же и украдено. («Ботинки»)
Часто представлен переход от дня к ночи и наоборот, с этим тесно связаны изменения настроения героя. С приближением ночи настроение героя и его мысли становятся мрачнее и тяжелее, и это влияет на восприятие окружающей среды: «У края дня / Ночь упивалась тишиной, / Птиц хороня за серебристою листвой» («Звезда»).
Образ дня ассоциируется с образом светлого будущего и с образом весны, но он очень далекий, недостижимый. «Моя жизнь – это зима, а я ждал весны». При том, что в реальном мире нет доброты, в нем столько много грязи, что произвольно появляется желание что-то изменить, сохранить и возродить жизненно необходимые человеческие чувства: доброту, сострадание, главное чувство, по мнению Дельфина,– любовь.
Романтические традиции повлияли и на тему любви, которая проходит через все творчество исполнителя и сильных изменений не претерпевает. Чаще всего она связана с мотивом разлуки и потери, а потому трагична. Причиной расставания в некоторых песнях становится безразличие возлюбленной: «Ну вот и все, ты сегодня уйдешь – / Я прошу тебя, не уходи» («Психолирика»); «Для меня это боль – для нее лишь тоска. / Для меня это жизнь – для нее лишь игра» («Игрушки»). При этом любовь героя настолько сильна, что он, зная о ее равнодушии, готов стерпеть любые ее капризы, «лишь только бы были у Анны игрушки».
В более поздних альбомах сохраняется связь любовной темы с мотивами разлуки, но меняется настроение. Теперь это спокойное чувство, наполненное нежностью. Любовь уже не трагична, потому что взаимна, но печальна из-за расставаний: «Так далеко и где-то рядом: / На расстоянии небес и взгляда – / Нашла наш новый дом и ждешь. / Я слышу: ты меня зовешь» («Имя»).
Также Дельфин затрагивает любовь к близким и родным. Это забота и верность, это крепкие нити, объединяющие людей, которые живут в сложном мире среди множества преград. И связь их неразрывна, как бы далеко они ни были друг от друга: «У них глаза с моими ресницами, / Их дыханье руки мои греет. <…> Я говорю принадлежащими им словами, / У них внутри сердце мое бьется. /Если меня вдруг бьют ногами, / У близких горлом кровь льется» («Мы»).
Претерпев любовные переживания, Дельфина выражает двоякое отношение к этому чувству в песне «Любовь»:
Ты можешь с ней расцвести и засохнуть,
Она сожрет тебя, как цветок тля.
Но все равно, лучше уж так сдохнуть,
Чем никого никогда не любя.
С темой романтического протеста связан и образ детей. Ребенок словно становятся на место взрослого человека и смотрит на мир его глазами.
В песне «Без нас» показано, как кончается детское терпение, из-за безразличного отношение к себе, «за то, что взрастили слабость», «за то, что… мало осталось беспечных, счастливых деток». Но это не только протест детского мира миру взрослых, это еще, по словам Лысикова, голос ребенка, живущего в каждом из нас.