альтернативная музыка декаданс
В отечественной музыкальной среде существуют исполнители, чьи композиции определяются не законами рынка, а духом творчества. Музыка, которую они создают, не ориентирована на стандарты популярной музыки, а потому не рассчитана на широкую аудиторию, но при этом находит своего слушателя.
для какой сайт соляриса верныйТворчество подобных групп можно отнести к андеграунду.
Изначально андеграунд (андерграунд) – «нелегальное, отвергаемое официальной идеологией искусство; создатели, приверженцы такого искусства. Быть в андерграунде – принадлежать к людям подпольного, неофициального искусства; быть запрещенным, отвергаемым официальным искусством и политическим строем» [65].
Сейчас этот термин употребляют по отношению к альтернативному направлению в современной культуре, к музыке, которая не попадает в популярные чарты и на общественное телевидение.
До 1990-х годов в нашей стране существовало четкое разделение между официальной и неофициальной культурой (андеграундом), но затем эта граница стала постепенно стираться, но окончательно не исчезла.
Многие современные исполнителей добровольно уходят в «подполье» просто от нежелания становиться частью общего «всесмешения».
Ловко лавирует между андеграундом и хит-парадами современный исполнитель альтернативного жанра Дельфин (Dolphin). Его настоящее имя – Андрей Вячеславович Лысиков.
Интерес к его персоне со стороны слушателей вызван несколькими факторами: его музыка во многом отличается от музыки мейнстрима; тексты отражают, в первую очередь, личные переживания; в песнях затронуты волнующие людей темы любви, веры, поднимается проблема человеческих отношений и тема наркотиков. Не оставляет равнодушным его искренняя манера исполнения. При этом все его альбомы имеют явное депрессивное настроение.
Поэтический стиль Дельфина достаточно узнаваем: яркая картина образов, метафоричность, гиперболизация. Большинство его стихов построено на антитезе и контрасте.
В песнях Дельфина существует определенный круг тем, мотивов, образов, которые позволяют говорить об индивидуальном стиле автора. Совершенно очевидно также художественное эволюционирование творчества А. Лысикова. Каждый его новый альбом не похож на предыдущий – ни настроением, ни тематикой текстов, ни аранжировкой.
Творческий путь Дельфина составляет около 20 лет. За это время несколько раз менялся стиль его исполнения, менялась смысловая составляющая песен, что является следствием изменения мировоззрения автора. Это отражается и в том, что в последнее время на концертах Дельфина редко можно услышать песни прошлых лет. Объясняет Лысиков это тем, что «мы все изменяемся с течением времени, и было бы глупо делать в разные моменты своей жизни одни и те же вещи» [59].
Дельфин неохотно говорит о себе, факты его биографии представлены достаточно скудно. Он комментирует свои песни, представляя только общее впечатление. Считает, что каждый способен трактовать тексты песен по-своему. Мало известно о его литературных интересах. «Он вообще не склонен анализировать свое творчество, считает, что это лишь мешает работе и отвлекает от свежих мыслей» [52].
При филологическом исследовании феномена, подобного творчеству Дельфина, следует постоянно иметь в виду, что тексты песен функционально и стилистически отличаются от других стихотворений. Такие литературно-музыкальные опусы носят синкретический характер, и зачастую впечатление, производимое на слушателя мелодической или ритмической составляющей, разительно отличается от собственно художественно-смысловой нагрузки текста.
В своей музыкальной деятельности Дельфин очевидно делает акцент на оригинальность, которая является следствием постоянного творческого поиска и разнообразных экспериментов. Одновременно с этим в его поэзии и музыке наблюдаются влияния различных течений и направлений, культурных и мировоззренческих традиций.
Цель данного дипломного проекта следует обозначить как исследование поэтического компонента современной альтернативной музыки в контексте литературных традиций, проведенное на материале произведений Дельфина (А. Лысикова).
В соответствии с указанной целью работы в ней формулируются и решаются следующие задачи:
1. Исследование творчества Дельфина в контексте поэтических традиций: романтизма, декаданса, авангардизма эстетики обэриутов, постмодернизма.
2. Анализ поэтического, словесно-художественного и мотивного своеобразия произведений Дельфина.
Решение этих задач может стать основой для аргументированного определения феномена творчества Дельфина в контексте современного литературного процесса.
Для решения научных задач использованы следующие методы исследования: сравнительно-типологический, формальный, лингвопоэтического анализа, литературной герменевтики. Также использованы приемы мотивного и интертекстуального анализа, элементы биографического метода.
Недостаточная изученность темы, а также особое место, которое занимает альтернативная музыкальная традиция в формировании современного культурного контекста, определяет актуальность данного дипломного проекта.
Научная новизна обусловлена отсутствием научных исследований поэзии Дельфина.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при изучении творчества Дельфина.
Основными источниками, на материале которых проведено исследование, следует назвать тексты песен Дельфина из альбомов группы «Дубовый Гаайъ» Stop Killing Dolphins, «Синяя лирика №2», альбома «Игрушки» проекта «Мишины Дельфины», альбомы проекта Dolphin «Не в фокусе», «Глубина резкости», «Плавники», «Ткани», «Звезда», «Юность» и 2 трека проекта «Туннель». В объект исследования также включены интервью, воспоминания и отзывы о различных этапах творческого пути А. Лысикова, размещенные в прессе и сети Интернет. При выявлении традиционного контекста альтернативной эстетики мы использовали материалы по творчеству русских литераторов и поэтов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении рассматриваются особенности музыкальной деятельности Дельфина, формулируются цель и задачи работы.
В первой главе кратко представлена творческая биография Андрея Лысикова; также она рассматривает социально-художественный контекст, в рамках и под влиянием которого формировались основные черты творчества Дельфина.
Вторая глава делится на несколько подпунктов, посвященных анализу влияний традиций романтизма, декадентства, авангарда, творчества ОБЭРИУ, постмодернизма на идиостиль Дельфина.
В заключении подводятся итоги работы.
Список литературы содержит 77 наименований.