Рассмотрев подобное функционирование различных литературных традиций в поэзии Дельфина, можно сказать, что эти влияния так или иначе модифицируется под воздействием черт постмодернизма, присутствующих в текстах.
Постмодернизм – «термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины ХХ века» [2]. «Зарождение связано и логически вытекает из процессов модернизма как реакция на кризис его идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Р.Барт), человека (гуманитарности). При этом термин указывает как на противопоставление модерну, так и на его преемственность. Таким образом, уже в самом понятии отразилась двойственность, амбивалентность породившего его времени» [54].
«Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда» [45]. Он породил синтез искусств, превращения, взаимопроникновения различных явлений.
Большинство современных художественных произведений так или иначе подверглись влиянию эстетики постмодернизма. Даже те из них, которые трудно отнести к постмодернистским, нередко обнаруживают черты этого двойственного и трудноопределимого направления в современной культуре. Например, стремление к гипертекстуальности (к использованию различного количества подтекстов, затекстовых явлений и пр.), коллажность, сконструированность, фрагментарность, отрицание иерархичности, отрицание авторитетов, официоза, ироничность, стремление к пародии и самопародии, фантасмогоричность и т.д.
Влияние постмодернизма на творчество Лысикова прослеживается больше в музыке (совмещения и смешения различных стилей музыки, семплирование, эксперименты в области исполнения), а также в использование других видов искусства (добавление к песням видеоряда, фотографий, рисунков, видеоклипов, придающих композиции дополнительные оттенки значений). Если раньше это были лишь дополнительные элементы, то на данный момент это стало неотъемлемой частью творчества проекта, стоящей по значимости на одной ступени с музыкальным и поэтическим компонентом. В итоге все это представляет собой нераздельный синтез.
Однако же влияние постмодернизма характерно более позднему периоду творчества Лысикова. Дельфин создает новый звуковой проект «Туннель», песни которого являются саундтреками для книги Дмитрия Глуховского «Метро 2034».
Дмитрий Глуховский: «Вопросы, которые задает Дельфин, терзают каждого думающего. У Дельфина достало смелости высказать и таланта сформулировать этот манифест. Как я и ожидал, сотрудничество с Дельфином раздвигает рамки романа «Метро 2034», придавая ему новые измерения» [75].
В творчестве Дельфина прослеживаются некоторые типологические характеристики постмодернизма, а также его поэзия не лишена антропологического пессимизма (мысли о том, что человек бессилен перед угрожающей действительностью), присущего данному направлению в литературе.
В современную эпоху жизнь для человека утрачивает свою ясность и четкую структурированность. Кризис рационалистического мировоззрения диктует ощущение действительности как хаоса, «где отсутствуют какие-либо критерии ценностной и смысловой ориентации мира, отмеченного «кризисом веры» во все раннее существовавшие ценности» [27, с. 200].
Текстам Лысикова свойственна особая постмодернистская гиперчувствительность, вследствие которой мир представляется огромным и хаотичным. Законы, по которым развиваются время и пространство, демонстрируют свою становятся условными. Прошлое и будущее порой не противопоставлены:
Ей нравится видеть, как время меняет,
Что будет на все то, что было («Сахар»)
Одновременно с непостижимостью времени показаны его разрушительные свойства – оно неизбежно ведет человека к смерти:
Я наполнял время радости криками,
Я делал его длинней и короче.
Оно играло на солнце бликами
И становилось чернее ночи.
И я его никогда не берег.
Оно меня до тех пор любило,
Пока я наконец-то понять смог,
Что оно всегда, всегда уходило.
<…>
Я время убивать не стану –
Все равно оно убьет меня,
Стрелкой секундной ковыряя рану,
Разрывая ее края. («Мало»)
В некоторых текстах песен описание пространства умышленно лишено структуры:
Капроновых рыб цветные зонты,
В бензиновой радуге стынут дома.
Ты – все, что осталось от красоты:
Костлявая осени нагота. («Капрон»)
А также здесь представлено разрушение связей между элементами тропа, затрагивающее не только область денотатов, но и сферу коннотативных смыслов.
Некоторые песни Дельфина могут иметь несколько интерпретаций. При этом каждое толкование может восприниматься, как верное. Например, в песне «Чужой» невозможно сразу сказать, о ком идет речь. Этим «чужим» может быть как человек («Ты – один из нас»), так и иноземное существо или даже божественное («У нас внутри небеса»). Так, в видеоклипе на эту песню показаны и инопланетные существа, и образ креста. А в песне говорится, что «они» знают Истину, но в то же время «носят лица людей».