При работе над рефератом я поставила задачи:
Проанализировать особенности исполнительского мастерства;
Систематизировать знания о творчестве Паганини.
О Паганини существует обширная литература на иностранных языках и очень незначительная на русском. За столетие, прошедшее со дня его смерти, появилось около ста различных трудов. Однако биографы Паганини оказались в затруднительном положении, так как нелегко было собрать точную информацию о музыканте, большая часть жизни которого прошла в постоянных переездах из одного города в другой, из одной страны в другую. Поэтому неудивительно, что сведения о нем, имеющиеся в различных биографиях, крайне противоречивы, сбивчивы и неясны. К этому прибавляется еще множество легенд, в которых истина перемешена с вымыслом.
Для современников он казался загадкой. Одни считали его гением, другие – шарлатаном; имя его ещё при жизни было овеяно легендой.
Долгое время Паганини не опровергал этих легенд: они повышали интерес к его личности, привлекали публику, вообще не посещавшую концерты. Его непостижимое мастерство и магическая власть поражали и тех, кто лишь посмеивался, слушая все эти рассказни. На протяжении века люди высокого ума и глубокой эрудиции стремились разгадать этот единственный в своем роде, неповторимый феномен.
Паганини был, прежде всего, сыном своего времени переходной эпохи ломки идеологии феодального общества. Провозглашенный революционный лозунг «Свобода!» означал для него ломку условностей и ограничений, выражение индивидуальности всеми доступными его искусству средствами. Он бесконечно экспериментировал в поисках новых приемов, новых звучностей, и создал арсенал исполнительских средств, о существовании которых и не подозревали скрипачи. Великий талант, гениальное чутье, в соединении с неукротимой волей, целеустремленностью и огромной работоспособностью – все эти качества и выковали смелого новатора-революционера, преступившего границы условности и нашедшего новые средства выразительности, электризовавшие аудиторию и приводившее в растерянность скрипачей – приверженцев классических традиций.
Если Паганини-артиста современники оценивали по достоинству, то как человека он был ими оклеветан. Его упрекали в алчности: он назначал двойную, тройную плату за вход на свои концерты и составил себе огромное состояние. Но кто определит, сколько стоит мученическое детство, какова цена юности и здоровья, принесенных жертву скрипке и огромного нервного напряжения, доводившего Паганини до полного изнеможения после концертов?!
Его считали загадочной, фантастической личностью. Но для тех, кто хорошо знал его, он был любознательным, гуманным, великодушным человеком, преданным и верным другом. Проявляя снисходительность и терпимость по отношению к коллегам, он в то же время был в высшей степени требователен к собственному исполнению и никогда не поддавался самообольщению, характерному для многих артистов.
Его «демоническая» наружность вводила публику в заблуждение. Под этой наружностью скрывалась возвышенная душа, проявлявшая себя не только в звуках, но и в благородных поступках.
Гениальность Паганини, его необыкновенные достоинства – живой ум, оригинальность и свежесть суждений привлекали к нему многих. Его общества и дружбы искали политики, аристократы, ученые, литераторы, поэты и музыканты.
Он породил целое течение в романтическом искусстве первой половины XIX века, оказал существенное влияние на творчество композиторов Россини, Мейербера, Шопена, Листа, Брамса. В истории инструментального исполнительства Паганини небывало поднял престиж артиста. Сочинения Паганини более 100 лет не сходят с концертной эстрады, пленяя ярким инструментализмом, живостью образов, выразительностью и непреходящей свежестью мелодий. Между тем и сегодня можно услышать мнение, что Паганини велик только как исполнитель и что его творчество интересно лишь виртуозностью. Но слава и бессмертие Паганини свидетельствуют, что он был выдающимся композитором.