В январе 1829 гола въезжал Паганини в Дрезден. Друзья предупреждали скрипача, что немецкая публика весьма консервативна. Ко всему здоровье ухудшилось. И все же он надеялся на лучший прием – ведь во главе дрезденского оркестра стоял его друг Антонио Ролла. И действительно, концерт во дворце прошел блистательно, за ним состоялись четыре выступления в городском театре. Успех был полный.
Паганини включил в программы концерт Роде и Рондо Крейцера (финал одного из концертов). В Дрездене впервые Паганини исполнил свое новое сочинение – «Венецианский карнавал», представляющий собой 20 вариаций на народную итальянскую тему. Это произведение стало своеобразным синонимом виртуозно-романтического искусства века. За огромные контрасты чувств и настроений в игре скрипача – от юмора до трагедии, огромный накал страстей артиста в прессе сравнивали с Шекспиром.
Однако следующий город – Лейпциг, встретил скрипача неприветливо. Корреспонденты лейпцигской «Всеобщей музыкальной газеты» позволили себе даже грубую, бестактную шутку, что «ноги скрипача наверняка оканчиваются копытами».
Решено было дать бой Паганини и по коммерческой линии. Ему было демонстративно заявлено, что он должен оплатить по удвоенным ставкам усиленный оркестр, в то время как ему нужен был неполный. Паганини наотрез отказался. Разозленный он немедленно уехал из Лейпцига.
Берлин ждал выступлений скрипача. 4 марта состоялось первое выступление Паганини играл свой новый Третий скрипичный концерт. Поначалу игру встретили холодно, но затем разразились буря аплодисментов. После этого с нарастающим успехом прошло еще одиннадцать концертов.
Концертный успех привел к новому подъему творчества. Паганини создает здесь «Сонату-аппасионату» для скрипки с оркестром и сочинение «Монастырь Сен-Бернар» для скрипки, хора и оркестра.
Он дает также концерт в пользу пострадавших от наводнения в Данциге и получает в благодарность за это от короля звание «первого скрипача Прусского двора».
В Берлине Паганини играл во многих художественных салонах, выступил и у Мендельсона. В салоне Антона Раздивилла, наместника герцогства Познанского, Паганини играл квартеты с хозяином дома, прекрасным виолончелистом и композитором. Они сблизились, и Раздивилл пригласил скрипача выступить в Варшаве на торжествах по случаю коронации русского императора королем Польши.
Он выехал в Познань. Концерт прошел там с огромным успехом, а 21 мая 1829 года Паганини прибыл в Варшаву. Его сердечно встретил Кароль Липиньский и директор Варшавской консерватории Юзеф Эльснер – учитель Шопена. Через день состоялось первое выступление Паганини, вызвавшее бурю оваций, затем Паганини и Липиньский играли на коронационных торжествах.
Вслед за первым концертом последовало еще три. Газеты были наполнены восторженными похвалами. И забвение Липиньского, кумира Варшавы, вызвало недовольство некоторых музыкантов. Побуждаемый ими, Липиньский решил также выступить с концертом. Слушателей было не много, но был Паганини, горячо аплодировавший своему другу.
Печать с удовлетворением отмечала, что Липиньский оказался равным первому виртуозу Европы. Однако через несколько дней опубликовал статью профессор филосифии и литературы, скрипач-любитель К. Лах-Ширма, в которой восхвалялся Липиньский и резко критиковался Паганини. Статья послужила сигналом для ожесточенного спора в печати.
Липиньский опубликовал письмо, в котором писал: «…хочу заверить, что, хотя я сам поражаюсь великим талантом Паганини, никогда не имел и не могу иметь претензий быть приравненным к нему, так как выбрал себе совершенно иной род игры».
Пожалуй, здесь искусство Паганини подверглось такому пристрастному анализу, профессиональному разбору без общих слов и восторгов, как никогда ранее. Не случайно и сам артист сказал: «Было много критических статей, но впервые я встретил настоящих знатоков скрипки».
К чести варшавской критики, здесь совсем не было и той клеветы, которая больно ранила артиста. Это благожелательное отношение Паганини высоко ценил. В перерывах между концертами скрипач бывал во многих салонах, играл там в квартетах, встречался с музыкантами. Продолжал он и сочинять. В последнем – десятом концерте – с огромным успехом исполнил новое произведение – сонату для скрипки в сопровождении оркестра «Варшава», основную на популярной мелодии мазурки Ю. Эльснера из оперы «Король Локеток».
В Варшаве Паганини был представлен молодой пианист Фридерик Шопен. Искусство скрипача произвело огромное воздействие на становление композиторского и исполнительского творчества польского композитора.
После выступлений в Варшаве Паганини был официально приглашен на концерты в Петербург. Однако ухудшение здоровья заставило его отказаться от поездки.