Переходя к мессам, следует начать с так называемых «кратких месс» (missae breves). Они состояли из двух частей – Kyrie и Gloria. Из традиционной католической мессы, согласно реформе Лютера, наряду с Sanctus и Magnificat, им разрешено было остаться в протестантском богослужении на латинском языке. И.С. Бахом написаны четыре такие мессы. Почти вся музыка этих месс взята из духовных кантат И.С. Баха 1723-1726 гг. из 25-ти номеров всех «кратких месс» не менее 20-ти – заимствования (номера месс g-moll и G-dur – полностью). Мессы у И.С. Баха построены по сходному плану: Kyrie – один большой хор с соло в середине формы; Gloria – хоры в начале и в конце, середина – из трех арий. Они написаны для четырехголосного хора и трех-четырех солистов.
Заметной последовательности в образованной трактовке Kyrie у И.С. Баха нет. Например, Kyrie месс F-dur и G-dur объективно спокойного характера в отличие от легкого Kyrie месс A-dur и g-moll.
В Gloria, трактуемой у него широко (объем этой части в несколько раз превосходит Kyrie), противопоставляются сольные, лирически-скорбные и патетические номера торжественно-гимнистическим и динамическим хорам в начале и в конце. Можно сделать вывод, что малые мессы не представляют самостоятельного значения в огромном наследии И.С. Баха.
В целом хоры в кратких мессах служат у И.С. Баха выражению объективных созерцательных и торжественных образов.
Говоря о мотетах, следует начать с того, что традиционной основой мотета является полифонический склад произведения для хора а capella. Иногда его поддерживали музыкальным сопровождением (орган давал основу, а инструменты удваивали вокальные голоса). И.С. Бах поэтому, возможно, усиливал звучность своих мотетов инструментальным сопровождением или органным continuo.
И.С. Бахом написано шесть мотетов. Характер тематического материала и образный строй не слишком отличаются от духовных кантат. Так же, как и в кантатах Бах выбирает тексты из библейских изречений, духовных печен и компонует их. Характер музыки выдержан в старом мотетном стиле, а в новом «концентрирующем», но напевном, что соответствует духу хоральных мелодий. Изложение бывает простым, полифоническая же разработка всегда очень разнообразна. Мотет обладал специфическими возможностями объединения формы и материала благодаря единству хорового склада и старинным традициям полифонии а capella. Поэтому острота контрастных сопоставлений и напряжение единовременного контраста, характерные для общей драматургической концепции И.С. Баха, были по-настоящему неосуществимы. Следовательно, в баховских мотетах меньше индивидуализации тематизма, меньше личностного и лирико-драматического элементов. Но И.С. Бах и здесь предстает великим мастером хорового искусства.
Он сумел stile antico, покоящийся на контрапункте строго письма, соединить со stile concertato, сущность которого заключается не только в диалоге групп хора и солистов, но и в опоре на генерал-бас.
Мотеты различны по количеству частей в них. Мотет «Furchte dich nicht» (BWV 228), написанный для двуххорного состава, одночастен. Чудесное впечатление в нем производит заключение, когда второй хор внезапно в музыкальное развитие начального хора с хоралом «Herr mein Hirt». Это один из «стереофонических» эффектов «разъединенных хоров» (cori spezzati), который наряду с другими (два хора сливаются воедино, и разъединяют; один хор, перекликаясь с другим, подхватывает его партию) виртуозно используется И.С. Бахом в мотетах.
Небольшой мотет «Lobet den Hernn…» (BWV 230) двухчастен. Хвалебные части, написанные в одной тональности, хотя различны, но не контрастны друг другу.
Четырехчастный мотет «Singet dem Hernn» (BWV 225) вызвал в свое время восторг у Моцарта. В этом двуххорном мотете общее триумфальное содержание воплощено с большой широтой и многообразием. В первой части длительно наращивается полифоническое движение, во второй – в хоровую «арию» вклиниваются строфы хорала, третья часть выделяется фактурно и тонально, в четвертой – динамично звучит быстрая фуга на ¾ с элементами танцевальности.
В четырехчастном мотете «Der Geist hilf…» (BWV 226) третья часть явно контрастирует инструментальной динамике предыдущих частей как типичный образец традиционно-мотетного склада а capella. Завершает композицию хорал, в нем есть явное сходство с кантатами. Сходную функцию в другом четырехчастном мотете выполняет небольшая «ария» для двух хоров в аккордовом складе. Она наполнена лирической умиротворенностью. Этот мотет вообще лишен «глориозной» торжественности.