Говоря о хорале в кантатах, опять не обойдешь колоссальное и фундаментальное их значение. Как и во всем искусстве И.С. Баха, хорал здесь является своего рода неизменным мерилом баховским исканий и открытий. Хорал, как некое эпическое начало восстанавливает меру вещей, оттеняет необычное, не давая ему утратить остроту, помогает понять ему сложное, не упрощая – его это назначение хорала ярко выделяется в духовных кантатах. Помимо оспользования хорала как основы тематики хора и как интонационной основы развития (фуга на тему хорала), Бах любит сопоставлять сам хорал с выразительным экспрессивным речитативом, вплотную сдвигая их, и многократно чередуя (кантата №92). Это давало нужную ему степень драматического напряжения. Но чаще всего хорал использования в зоне финала, как заключительный номер светлого характра, почти всегда в строгом изложении, восстанавливая им равновесие растревоженных и потрясенных чувств.
В иных хорах хорал используется, как cantus firmus, не вызывая изменения драматургических функций композиции целого за исключением ряда кантат, где хорал является по существу главной темой и источником его образности (кантата №60 «Реформационная кантата №80). Особой группой хоральных кантат являются так называемые строфические хоральные кантаты (№4, 97, 100, 112, 117, 129, 137, 177), в которых каждый номер по порядку разрабатывает строфу определенного хорала. Количество частей соответственно зависит от числа строф. Эту старую модель XVII века И.С Бах подчинил закономерностям своего основного типа духовных кантат между номерами, сменил однотональную хоралу партитуру на разнотональную и внес интонационно жанровый контраст между средними номерами и крайними. Смысловым центром в этих произведениях является заглавной хоровой номер. Cantus firmus в нем проводится крупными длительностями в одной из вокальных партий, тогда как другие как другие голоса, вокальные и инструментальные, развиваются относительно самостоятельно. В некоторых случаях сantus firmus может проводиться четырехголосно при самостоятельной оркестровой партии. Напев хорала может явиться сantus firmus всей полифонической ткани. Средства разработки разнообразны: мотентые (кантата №38), в духе французской увертюры с фугой во втором разделе, концентрирующая в ритурнельной форме (№62) и др. Заглавный хоровой номер внушителен по разработке и размеру. Заключительный хорал чаще прост. Между ними располагаются арии, дуэты и терцеты, неподдающиеся типологизации, но в них действует, как во всей кантате, принцип вариационности. Разнородность же контрастов достигается свободными жанровыми связями.
Образные рамки светских кантат ограничены своим назначением. Они написаны «на случай»: по заказу состоятельных бюргеров или ответственных чиновников, как приветствие знатным вельможам – герцогам, князьям, августейшим особам. По композиции они сродни духовным кантатам, но в них отсутствуют обороты церковных напевов в разработке хоров. Их можно разделить на две группы: бессюжетные и фабульные (их И.С. Бах называл «drama per musica»). Примерами последних являются «Охотничья кантата», «Умиротворенный Эол», «Геркулес на распутье». Особняком стоят «Кофейная» и «Крестьянская» кантаты, которые предвосхищают комическую оперу. Так как большинство светских кантат приветственного или поздравительного характера, то значение хора здесь понимается несколько иначе, чем в духовных кантатах. Он утрачивает функцию центра тяжести в композиции целого. Если в кантате звучит хор, то он необязательно ее открывает. Здесь его роль – непременно завершить кантату торжественным прославлением (хор-виват). Однако некоторые большие вступительные хоры играют новую роль – они воплощают образы стихийной силы (кантаты «Умиротворенный Эол» и «Состязание Феба и Пана»). В отличие от духовных кантат, где в строго ограниченных рамках сконцентрировано образное содержание, в светских оно гораздо скуднее, но и в них можно найти признаки типизации образов и образных контрастов. Почти во всех этих кантатах можно найти лирический центр, выражающийся в арии. Этому мягкому лирическому началу противостоит действенная и стихийная сила, воплощающаяся в большом хоре. Отчеркнута зона финала заключительным хором.