Хоровое творчество И.С. Баха ярко проявилось в традиционных для того времени жанра. Им написано более двухсот духовных кантат, двадцати четырех светских кантат, четыре краткие мессы, один Магнификат, месса h-moll, восемь мотетов, три оратории, сохранилось два пассиона.
Сами хоры по складу письма можно разделить на фуги мотетного и концертоного видов, хоры песенного склада – своего рода модернизированные духовные строфические песни (хоралы); хоры turbae, используемые в «Страстях» для выражения возгласов толпы; хоры – «арии» (особо выделенные вступительные и заключительные хоры обоих «Страстей»), мадригальные хоры (хор №33 в «Страстях по Матфею»); собственно сами хоры – мотеты.
Кантаты И.С. Баха очень разнообразны. Среди них – духовные пасторали, библейские картины, лирико-эпические поэмы, драматические сцены, приближающиеся к ораториям молитвенно-созерцательного характера. Кантаты – это своего рода «творческая мастерская Баха». Здесь он искал и находил драматические формы для выражения для выражения музыкальных образов, которые его волновали. Выразительный стиль кантат, охватывающий широкий диапазон идей и настроений, определил облики других хоровых произведений И.С. Баха. По общему характеру хоры в кантатах многообразны. Торжественные хоры могут быть глориозны (№130), помпезны, в духе французской увертюры (№20), победны (№120), строги (№199), траурны. Вступительные хоры могут носить субъективный характер (кантаты №27, 93, 177, 109, 46). Ряд хоров драматичен, например №73.
Хотя тематизм хоров имеет немало общего с другими номерами кантаты, в частности с ариями, хоры берут главное ее содержание. Они шире по масштабам, глубже по полифонической разработке, монументальнее и объективнее воплощают мир баховских образов. Существенна здесь возможность через хор опираться на хорал, творчески использовать его развитие формы.
Вступительный ход духовной кантаты является частью, «ее центром тяжести». Хотя в долейпцигские годы, И.С. Бах реже, чем в последующие, помещает вначале кантаты большой хор (менее половины произведений): если он есть, то это наиболее монументальная часть кантаты. Завершает кантату тоже в основном хором и заключительным хоралом преобладает сольное пение – арии (реже дуэты) и речитативы.
Центральной частью духовной кантаты хор становится и в смысле композиционных решений: в хорах кантат №39, 62, 64, 179 видны признаки мотетного склада, кантат №44, 83, 99, 109 – признаки концертного изложения нового типа, в кантате №68 – хор в жанре сициалианы, в №110 – хор инструментального происхождения.
При любых композиционных замыслах эти хоры полифоничны. В крупных начальных хорах проходит напряженная творческая работа над классической формой полифонического письма. Всякий раз общий характер фуги связан с «заглавным» образов кантаты, какие стороны И.С. Бах желает в ней раскрыть, настолько важны в связи с этим определенные слова и как может изменяться избранная тема фуги. Если нужно ввести в хор целые строки или строфы текста он вводит в него речитатив (№27, 73). Фуга же развертывает и развивает один образ, концентрируя внимание на нем, освещая его с разных сторон несколько отходя от него, но через непрерывный ток полифонического движения возвращается к нему.
Если в кантате два хора и более, то один из них обычно приобретает первенствующее значение. Исключение – когда два хора равно важны в плане целого. Ярким примером этого служит «Реформационная кантата» №80. В нем композиционным зодческим центром произведения подобному куполу здания, является первый хор, дающий сложную полифоническую разработку в стиле Пахельбеля хорала «Ein faste Burg». Мелодия хорала второго хора звучит унисонами и октавами всех голосов, а оркестр выражает воинствующую энергию хорала. Это не конструктивный центр кантаты, а его удачное впечатление, его «фасад». Финалом же кантаты звучит сам хорал в его чистом строгом четырехголосном виде. Здесь показана основа здания его фундамент.
В кантатах глубоким внутренние связи с инструментальными жанрами (в частности танцевальными), как и широко понимаемыми жанрами пасторали, «сельской музыки», или бытовой того времени. Помимо сходства многих арий и дуэтов из кантат с курантой, жигой, менуэтом, полонезом, гавотом, бурре, часто встречается в кантатах хоры, выраженные в жанрах пасторали, сицилианы и пассакалии. Сицилиана в них воплощает просветленную скорбь (хор из кантаты №68). Яркий пример пассакалии – хор из кантаты №68. Хоры в жанре пасторали выражают мирное содержание. В обработке хорала из кантаты №68, чувствуется воздействие «сельской музыки», характерами для нее мелодиями, плясовыми ритмами и соотношениями голосов. Но если И.С. Бах и обращается к бытовым жанрам, то в очень преображенном опоэтизированном виде. Его музыкальная драматургия преображает современные ему жанры.