И.С. Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным. Его творчество поистине неисчерпаемо: после «открытия» баховской музыки в XIX столетии интерес к ней неуклонно возрастает, произведения И.С. Баха завоевывают аудиторию даже среди слушателей, которые обычно не проявляют интереса к «серьезному» искусству.
Творчество И.С. Баха, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов. В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него. И.С. Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию эпохи Возрождения, особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля.
Актуальность исследования определяется возможностью найти новые ракурсы интерпретации хорового творчества И.С. Баха, а также фрагментарностью историко-теоретических представлений о хоровом творчестве И.С. Баха.
Кроме этого, следует отметить, что, не смотря на множество исследовательских работ в этой области, не разработаны и не определенны некоторые стороны его творчества. В частности, не отмечена роль хоров в драматургии его произведений.
Объект исследования – эволюция хорового творчества И.С. Баха.
Предмет исследования - хор в творчестве композитора.
Цель - на основе рассмотрения хоровой музыки И.С. Баха охарактеризовать специфику жанра, обусловленную стилем эпохи и предшествующими традициями.
Достижение цели предполагает постановку и решение следующих задач:
Изучение литературы по данной теме.
Рассмотреть хор, как жанр в творчестве И.С. Баха.
Охарактеризовать специфические черты хорового творчества композитора.
Проанализировать хоры в творчестве И.С. Баха.
Выявить особенности хорового жанра в творчестве композитора.
Обобщить полученные результаты.
Методы исследования - теоретический анализ источников и документов, анализ, синтез.
Структура работы: обусловлена логикой раскрытия темы, определена характером целей и задач, состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Во введении представлены актуальность темы, обозначены цели и задачи, определенны объект и предмет исследования.
В первой главе рассматривается общие особенности, источники и принципы творчества, как причины художественного значения хоров в музыкальной драматургии И.С.Баха, а именно определяются источники его драматургических принципов, особенности творческого метода композитора, а также рассматриваются хорал и полифоничность композитора.
Во второй главе описывается хоровая музыка в драматургии вокально-инструментальных произведений И.С.Баха. Разбирается хоровое исполнительство и хоровая музыка в кантатах, ораториях, мессах, мотетах и пассионах композитора. Приводится анализ мессы h-moll.