Месса h-moll - это грандиозное по масштабам и замыслу творение И.С. Баха. Она по существу воплощает в себя весь мир баховских образов, показанных в различных воплощениях достаточно широко, но вместе с тем обобщённо, без "крайностей" и остроличного отпечатка. В ней, И.С. Бах овладев всем, чего достигло современное ему музыкальное искусство и, возвысившись над его уровнем, смог создать художественную концепцию, которая по значительности и широте их охвата стала "картиной мира". В этом смысле она перестала быть собственно мессой. Преследуя в первую очередь художественные цели и написав огромное по масштабам произведение, выходящее за допустимые католической и протестантской литургией рамки времени, он создает сущности внецерковное произведение, но не вступающее в противоречие с религиозным содержанием текста. Синтез вокальных и инструментальных форм и закономерностей, как и синтез неисчерпаемой образной фантазии со строгой музыкальной логикой, свойственные творческому методу И.С. Баха, выразились в этом произведении наиболее широко.
Мессу, канонически разделяемую в католической церкви на 5 частей, он расширяет за счет разделения каждой ещё на несколько номеров (Kyrie на 3, Gloria на 8, Credo на 9, Sanctus - 3, Agnus Dei - 2). Каждую из 5 главных частей он разделил на наименьшие смысловые ячейки таким образом, что музыка любого хора, любой арии писалась на очень короткий текст. Из 5 частей он создал 25 номеров: 16 хоров, 6 арий и 3 дуэта.
Среди хоров явно преобладают крупные и замкнутые музыкальные формы, развивающиеся чаще по инструментальным законам (исключение - хор "Crucifixus"). В большинстве хоровых номеров музыкальный образ связан с полифоническим развитием основной темы, связанный со значением короткого словесного текста. Партии хора подтекстованы немногими словами, повторяющимися столько раз, сколько потребует музыкальная композиции, выдержанная вся в одном характере. По форме такие хоры близки инструментальным фугам, французским увертюрам, иногда в них видны черты концертности. Хоры мессы h-moll – словно энциклопедия баховского хорового искусства.
В одном случае он повторил музыку хора (№6 и №25) на значительном расстоянии. В остальном многообразие мессы закрепляется целой системой контрастов. Хоры контрастируют друг другу по характеру образов. Иногда они перемежаются ариями или дуэтами, оттеняющими смысл того или иного хора усиливая их воздействие.
Ни одна из 5 частей не остаётся внутренне односоставной, в одних действуют яркие образные контрасты, в других сопоставляются эмоционально - психологические акценты образов одного круга. И этом смысле Т.Ливанова считает возможным определить общую композицию произведения как цикл "циклов". Схожие по эмоциональным оттенкам скорбного моления малые "циклы" Kyrie и Agnus Dei трудно представить вне мессы. "Цикл" Gloria, аналогичный большой праздничной контате (но без хоров), по характеру близок "цикле" Sanctus, наводящему на аналогию с концертом. А ценрапьный по положению "цикл" Credo специфичен вообще в собственном смысле.
"Цикл " Kyrie. Этот монотонный по образности цикл состоит из 2 хоров, дающих различное воплощение скорбных молитвенных чувств и разделённых светло - печальным дуэтом для 2 сопрано с концертирующими скрипками.
Подобный "увертюрам" пассионов, первый хор - гигантски развёрнутая пятиголосная фуга в совершенной и сложной синтетической форме. Это подлинно вокально - инструментальное сочинение, в котором роль оркестра равноценна хору. Напряжённое и непреклонное проведение темы в непрестанно растущей экспрессии сдерживается медленным движением и зодческой уравновешенностью целого.
Второй хор Kyrie - четырёхголосная фуга на две темы, написанная в строгом мотетно стиле, но с уплотнённой полифонической тканью - более сосредоточен и сдержан в своей скорби, и исполнен веры и надежды. Но после легкой лирической печали дуэта он звучит сурово и отрешённо.
В целом в "цикле" Kyrie сосредоточено трагическое начало.
Второй "цикл" Gloria. Этот "цикл" контрастирует первому светлой и праздничной образностью. Начальный хор его, Gloria in excelsis Deo, своей глориозностью перекликается с последним Cum cancto spiritu. Оба пятиголосных хора состоят из двух разделов, где второй-яркая динамичная фуга. В первом разделе начального хора - концертирующая манера изложения с фанфарами и "юбиляциями" в быстром темпе. Последний хор "цикла" превосходит первый энергией выражения ликующей радости, обилием смелых динамичных смен хорового письма с гармоническими "обострениеми", свободой и размахом изобретения.
Хор Gratias agimus продолжает тему прославления после арии, в которой эта тема носит интимный характер. В нём же благодарение предстаёт в более объективном плане. Характер полифонического изложения на протяжении двух третьей формы близок к мотетному. Музыка для этого хора заимствована из контаты №29.