Четвертый "цикл" Sanctus. Этот "цикл" самый триумфальный в мессе. Некоторыми чертами он приближается к инструментальным жанрам - французкой увертюре и concento grosso. Условно хор Sanctus можно рассматривать как центр тяжести, Benedictus - как лирический центр, Osanna - финал.
Шестиголосный хор Sanctus - самый мощный и объемный в мессе. Громогласное начало вступления излучает всепобеждающую силу. Сочетание громогого триольного расската голосов, идущих параллельными созвучиями, басов «шагающих» по октавам, блеском сменяющихся хоровых аккордов и трубным звучанием оркестра создает грандиозную картину бескрайнего небесного горизонта. Второй раздел, полный радостного оживления и света выдержан по форме фуги с признаками концертного склада. Два остальных номера цикла Sanctus связаны в трехчастную последовательность: Osanna-Benedictus-Osanna de capo.
Хор Osanna. Музыка его заимствована из кантата №215. Это двуххорная, восьмиголосная композиция, написанная в концертной форме. После фанфарного вступительного унис$она, начинается фуга, в развитии которой меняются роли хоров: тема проводится то в одном из голосов, а в другом звучат униссоны, то они её проводят вместе. В драматическом смысле, динамически - праздничный хор выдержан в объективном тоне. Этому хору контрастирует лирическая ария тенора. После чего снова повторяется Osanna.
«Цикл» Agnus Dei. Последнюю часть мессы составляют два номера: ария альта Agnus Dei и хор Dona nobis pacem. Здесь, в конце произведения, воспоминанием о великой искупительной жертве происходит возвращение к внутренним умилённо-покаянным чувствам (ария) и обретению мира и силу духа в вере и надежде на Бога (хор). Хор Dona nobis pacem, как мы сказали раньше, полностью повторяет музыку хора Gratias. Этот хор, «объективностью», величием, ясностью своего образа и медленно нарастающей простой силой как бы играет роль заключительного хорала.
Изучив композиционную драматургию мессы h-moll, мы приходим к выводу, что для создания величественной «картины мира» Бах воплощает обобщённые образы мольбы, восторга и ликования, силы и твердости духа, торжества и величия, благодарения и умиления. Для каждого из этих объективных образов он находит широко развернутую, но замкнутую и строгую форму. Объединяя их в одно величественное целое, Бах придерживается целой системы контрастов. Важность хоров уже сама по себе подразумевается в этом произведении, как наиболее способных выражать обобщённые чувства в разных их оттенках. Поэтому количество хоров в мессе гораздо превышает по объёму остальные номера и они, в соединении с инструментальным началом, играют первостепенное значение для выражения главных идей и образов этой «картины».
Таким образом, говоря о кантатном творчестве И.С. Баха нужно отметить их разнообразие. Драматические формы являлись основополагающими моментами выражения музыкальных образов. Характер хоров в кантатах многообразен. Духовные кантаты более широкие по масштабам и глубже по полифонической разработке. Кроме этого нужно отметить и монументальность. Центральным моментом духовных кантат становится признаки концертного и мотетного изложения. Хоры в основном полифоничны. Практически во всех духовных кантатах наблюдается главенствующий хор над другими (если таковые есть). Все кантаты тесно связаны с инструментальными произведениями композитора. Для духовных кантат характерно соотношение лирического, драматического и эпического начал.
Светские кантаты очень похожи на духовные, но в них отсутствуют церковные напевы. Светские кантаты заключали в себе поздравительный и приветственный характер. Хор, как правило, играет роль завершающего торжественного момента в светских кантатах. Для всех светских кантат характерен лирический центр. В драматургии светских кантат содержится подвижная концепция диалектичности и перспективности.
Центром ораторий И.С. Баха является повествование. В ораториях важным являются вокально-инструментальные разделы.
Почти вся музыка месс И.С. Баха взята из духовных кантат. Мессы не представляют самостоятельного значения. В мессах следует отметить тесный синтез вокальных и инструментальных форм.
Традиционной основой мотета является полифонический склад. Для мотетов И.С. Бах выбирает тексты библейских сюжетов. Характер мотетов выдержан в новом «концертирующем» напевном стиле.
Пассионы И.С. Баха тяготеют к опере. В них так же используется библейские тексты. Как и в кантатах прослеживается основа драматичности, лиричности и эпичности. Драматичность выражают хоры. Лиричность представляют арии. Эпичность составляют хоралы. Нужно сказать, что расстановка хоралов обусловлена драматургически. Образное содержание так же зависит от драматичности ситуации.