Герои оперы «Моцарт и Сальери» персонифицируют определенные философские идеи, взаимодействие которых проявляется в характерном для произведений европейского классицизма противопоставлении «герой — антигерой» (подобно «действию — контрдействию»).
В опере «Боярыня Вера Шелога» типическим признаком характеристики главной героини является ее принадлежность к «песенному первообразу», о котором говорил еще Л. А. Мей; то есть к типичному русскому характеру, своими корнями уходящему в фольклор, древнерусское песенное творчество.
Подобный синтез характерен для многих оперных образов Н. А. Римского-Корсакова, но в операх психологического типа композитор существенно развил и обогатил именно индивидуально-психическую сторону образа, положив ее в основу музыкальной характеристики.
Другой особенностью является то, что здесь композитор пользуется приемом сквозного драматургического развития. В результате это непрерывное психологическое движение образов приводит к их углублению: композитор ярко и выпукло обрисовывает основной психологический тип, характерный для данного героя.
Для сквозного развития оперных образов и создания линии внутреннего действия в рассмотренных операх композитор использовал такие средства музыкальной выразительности, как комплекс характерных интонационных оборотов, систему интонационно-мелодических, тональных, аккордово-гармонических арок, лейтмотивы, метод мотивно-тематических преобразований.
Не смотря на то, что оба произведения написаны в один временной промежуток, принадлежат к одному жанровому виду, в их основе лежит практически неизменный текст литературного первоисточника, все же творческий результат оказался различным. Музыкальная стилистика каждой из опер индивидуальна. Причины этого коренятся в том, что объектами авторской стилизации были различные литературные первоисточники, уже, в свою очередь, являющиеся литературно-драматическими стилизациями: в одном случае — западноевропейского XVIII века, в другом — патриархальной Руси XVI века.
Стилизация как творческий метод занимает важное место в эстетике и общей системе музыкально-выразительных средств А. С. Пушкина, Л. А. Мея и Н. А. Римского-Корсакова, в своих произведениях использовавших наиболее примечательные свойства целых национально-исторических эпох, музыкальных культур.
Как известно, стилизация подразумевает преднамеренное воссоздание специфических особенностей музыки какого-либо народа (в «Моцарте и Сальери» — австро-немецкого, в «Боярыне Вере Шелоге» — русского), творческой эпохи или художественного направления (в «Боярыне Вере Шелоге» — фольклор средневековой патриархальной Руси, в «Моцарте и Сальери» — венский классицизм), индивидуального композиторского стиля (творчество Моцарта в «Моцарте и Сальери»). Стилизуемые явления здесь находятся на определенной дистанции — временной, национальной, индивидуально-стилистической.
Композитор в соответствии с творческими принципами А. С. Пушкина и Л. А. Мея применил метод стилизации в обеих камерных операх на различных уровнях: содержательном, формообразующем, жанровом, языковом.
В опере «Моцарт и Сальери» Н. А. Римский-Корсаков использует стилизацию композиционных приемов, индивидуального композиторского стиля, жанрово-интонационного комплекса западноевропейского классицизма, в котором жили его оперные персонажи. Здесь также стилизуются и более мелкие элементы музыкального языка: ладово-гармонические нормы, ритмические и фактурные детали оформления, исполнительский состав.
Музыкальный язык «Боярыни Веры Шелоги» находится в русле романтической эстетики русской музыки, он созвучен исканиям композиторов «Могучей кучки». Опере присущ яркий народный колорит, типичные русские характеры, фольклорные истоки тематизма. Здесь композитор применяет стилизацию жанрово-интонационного комплекса, поэтики, формы и языка русского средневековья. Темы, образы и интонационный план ориентированы на своеобразие русского национального музыкального искусства.