Композитор с «легкой руки» А. С. Пушкина обогатил оперный театр актуальной и для наших дней темой «моцартианства» и «сальеризма» — двух полярных типов творца, темой прославления художника и этической стороны искусства.
Как эстетический феномен «Моцарт и Сальери» — в высшей степени интересное произведение. Оперу Н. А. Римского-Корсакова можно назвать музыкальной трагедией малой формы. Автор не только следовал идейной концепции и композиционной структуре трагедии А. С. Пушкина, но и стремился музыкально проинтонировать каждое слово пушкинского текста, передать все детали, изгибы, нюансы его стиха. Композитор обогащает образное содержание трагедии, расставляя те или иные смысловые акценты, средствами музыкальной выразительности выделяя наиболее важные фразы, синтагмы, отдельные слова. Благодаря этому в речитативе, ставшем основой вокальной формы, получили яркое воплощение особенности строя поэтической речи.
Опера «Моцарт и Сальери», написанная на подлинный текст, во многом расширила возможности музыкально-декламационного стиля Н. А. Римского-Корсакова. Она отличается безупречной композиционной цельностью и единством. Композитор использовал в опере и гибкую вокальную декламацию, и сквозные вокально-оркестровые характеристики, и инструментальные эпизоды. Но, несмотря на важную роль оркестра, в опере все-таки превалирует вокальное начало. Отметим следующие особенности оперы:
— максимальная концентрация действия, не допускающая ввода отстраняющих эпизодов, побочных линий, участие только главных действующих лиц;
— углубленное раскрытие и детализация образов, заостренность внимания на тонких оттенках переживаний героев, преобладание внутреннего психологического конфликта;
— преобладание монологического принципа высказывания в лаконичных вокальных оперных формах;
— широкое применение различных видов стилизации.
Таким образом, обращение Н. А. Римского-Корсакова к лирико-психологической пушкинской трагедии, привело к лаконичности и концентрированности действия в его музыкальном воплощении. Трудная задача создания многогранных психологических характеристик при ограниченности вокальных форм и малом масштабе произведения была выполнена композитором в значительной степени благодаря художественной весомости претворенных в музыке словесных текстов, их концентрированности, лаконичности, композиционной стройности.
«Моцарт и Сальери» — произведение высокого и зрелого мастерства, тонкой, филигранной отделки, произведение, в котором композитор искал и наметил новые пути своего оперного творчества. Эта опера ничуть не уступает более масштабным произведениям композитора ни в глубине отражения содержания, ни в актуальности тематики, ни в тонкости психологического анализа.
Ц. А. Кюи так оценивал оперу: «"Моцарт и Сальери" — интересное произведение, оно выбило Корсакова из его обычной колеи поэтически-пейзажной и песенно-вариационной, оно должно было освежить его творчество» [50, 355].