вновь возникают элементы звукописи, рисующие образы разрушения, близкие музыкеI части. Но здесь разгул стихии злых сил прерывается взволнованной и мужественной темой побочной партии
. Её лирическая кантилена развивает росток лирики, который был намечен в главной теме. На этом фоне продолжает звучать навязчивое маршевое остинато.
С началом разработки
вновь врывается бездушная машина варварства. Тема марша, неустанно развиваясь и динамизируясь в перекличках оркестровых групп, захватывает вначале побочную, а затем главную тему.
В момент наивысшего напряжения, словно мощный взрыв, потрясает массив оркестра – наступает трагический срыв: катастрофа свершилась, силы агрессии одержали победу. Необычно разворачивается картина мечты о счастье в коде
финала, словно реализуя слова композитора: «Такой могла бы быть жизнь». Проникновенно звучит сдержанно строгая, гимническая тема. Прозрачная песенно-хоровая фактура, плавное голосоведение, мягкая диатоничность резко контрастируют образам варварства и разрушения.
Почти прозрачно ей отвечают хрупкие отголоски «марша роботов», потом подключается «Deprofundis» из II части, а у солирующей виолончели, в чистых светлых флажолетах скрипки solo звучит и лирический второй элемент побочной партии. Особая теплота и поэтическая проникновенность этой музыки своим эмоциональным строем и интонациями напоминает образы II части.
И над всем этим чарующим царством красоты и гармонии расцветает тема «птицы мира». Она парит свободно и легко. Так возвышенно, светло и прозрачно в мягком звучании Cis-dur завершается симфония. После потрясающих катаклизмов симфонии появляется слабый свет надежд человека на мир без войн, насилия и страданий.
В нашей работе отметим также состав оркестра: 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, рояль, литавры, треугольник, тарелки, большой барабан, тамтам, цилиндрический барабан, струнные.
композитор онеггер литургическая симфония