Однако её действие распространяется в репризе и на побочную, хрупкий лирический облик которой искажается вторжением целых фрагментов связующей, развивающей тему на отдельные микроэлементы. Возникает впечатление, что человеческое, личное буквально уничтожается, сметается, особенно в момент вступления воинственно злобного марша заключительной партии
.
И только в коде
натиск агрессивных образов несколько отступает перед новой темой. Она, суровая и грозная, выступает как символ грядущего возмездия и составляет итог развития I части. Это предвестник будущей темы «птицы».
В самом конце насыщенной трагическими событиями Iчасти глухо и сумрачно звучат как бы постепенно тающие пассажи струнных, аналогичные пассажам вступления, но теперь в diminuendo как бы «скатывающиеся» вниз, что создаёт зеркальное обрамление всей части, подчёркивает неразрешённость конфликта.
II
часть
после страшных картин первой раскрывает глубоко личные, сокровенные мысли героя симфонии. Начинается его монолог-исповедь. Само название «Из бездны взываю к Тебе, Господи» указывает на трагедийный подтекст музыки. Драматический характер приобретает она во втором, среднем разделе части, где вступает маршевый грозный мотив «Deprofundis», звучащий как траурное шествие. Черты размеренного шествия есть и в хоральной поступи сопровождения крайних разделов части – мольба о мире и счастье подчёркнута дымкой лёгкой грусти – скорби по погибшим. Adagio
написано в трёхчастной форме со вступлением
, где предвосхищены все основные тематические элементы (тема «Deprofundis», тема «птицы», основная тема).
Музыка основных разделов – образец вдохновенной и проникновенной лирики Онеггера. Бесконечно льющаяся прекрасная мелодия разворачивается крупными волнами, передаётся различным инструментам. В неё вкрапливаются мелодические фразы, относительно её обновляющие и в то же время возникающие из интонаций и мотивов предшествующих разделов, образуя непрерывно текущий мелодический поток на светлом фоне прозрачных аккордов из параллельных диатонических созвучий.
В становлении основного мелодического образа можно наметить три «этапных» момента, создающих разные грани образа сосредоточенного размышления, созерцания, то светлого и элегического, то возвышенного, хрупкого, изысканного.
Мгновенное потемнение колорита означает начало среднего раздела – вступает мрачная, тревожная тема «Deprofundis». По мере развития её скорбный монолог приобретает всё более напряжённо-грозное звучание, вырастает в развёрнутый образ, динамизируется драматическими подголосками и контрапунктами. Пронзительный тембр трубы в кульминации олицетворяет силу отчаяния потрясённого страданиями человека. Драматическим звучанием главной темы вклинивается в кульминационную зону динамическая реприза
. Хотя колорит постепенно смягчается, на основные тематические элементы неотступно накладываются возгласы «Deprofundis». Только в коде
мотив «Deprofundis» рассредоточивается в светлых, мягких звучностях, сближаясь по характеру с основной темой. На этом нежном, лирическом фоне в мелодические линии фактуры естественно и просто вплетается тема «птицы», которая робко звучит у флейты, как бы намечая будущий итог финала симфонии.