III
часть
- «
Donanobispacem
»
(«Даруй нам мир») – кульминация цикла, сила воплощения страшных сил разрушения и варварства. «В начале третьей части я хотел выразить выступление коллективной глупости. Я сочинил тяжеловесный марш, для которого изобрёл умышленно идиотическую тему, впервые экспонируемую бас-кларнетом: «бух-бух-бух»… Это – марш роботов против цивилизованного человечества, обладающего душой и телом… Это расправа зверей с духовными ценностями». [5; 197].Учитывая время создания сочинения, можно предположить, что музыка финала обличает самую страшную форму угнетения человека – фашизм. Театральность образов, их ярко зримое воплощение становится особенно ощутимым в этой части. Жанровая опора – нарочито примитивный гротескный марш, множество ярких звукоизобразительных эффектов – способствует созданию ощущения реальности всего происходящего. Для их воплощения потребовалась виртуозная техника оркестрового письма: пласты glissando деревянных и фортепиано, особые приёмы звукоизвлечения у медных инструментов, виртуозные пассажи струнных, дробь барабана в сочетании с ударно-токкатными приёмами игры на рояле создают необходимые тембровые эффекты, соответствующие образам хаоса, разрушения, батальных эпизодов, напоминающих картины боёв, бомбёжек и т.п.
Форма финала сочетает черты сонатного
allegro
с рондальностью. Вся композиция строится как единая волна динамического нагнетания напряжения. В этом процессе выделяются два этапа – экспозиция и разработка, в кульминации которой осуществляется трагический перелом в развитии драматургии. Программный замысел реализуется в необычной структуре: на месте репризы начинается кода, воспевающая надежду на мир и счастье. Таким образом, экспозиция и разработка составляют один крупный раздел, противопоставленный коде.
Открывает финал исподволь возникающая тема «марша роботов» - олицетворение бездушной неотвратимой силы, декларирующей войну, милитаризм, превращение человека в раба, слепого и глухого. На фоне чеканного ритмического остинато фортепиано и литавр, постепенно охватывая всё новые и новые пласты оркестра, звучит механистично бездушная, нарочито примитивная тема, напоминающая марш мертвецов «Пляски мёртвых» Онеггера. Эта тема - воплощение нечеловеческой силы, она словно автоматизирована, её движение механистично размеренно и в своей неотвратимости страшно. Это подчёркивается упрямым «вдалбливанием» одних и тех же интонаций, повторением ритмической структуры с характерной синкопой в верхнем голосе при бездушно однообразном и ровном движении басов. Комплекс всех этих элементов, сочетание мелодии, ритма, фактуры, тембра позволяет достичь той особой выразительности, какая присуща этой теме. Это пример «конструктивного» типа тематизма в творчестве Онеггера в сочетании с маршевыми и джазовыми элементами.
Единая волна оркестрового нагнетания на теме марша с усилением гармонической и тембровой жёсткости мощным динамическим нарастанием создаёт впечатляющий образ нашествия и в кульминации приводит к главной партии
, в которой отчётливо слышится сплав походной песни-марша элементами джаза. Волевой напор, неумолимость этой темы воплощает не только образ врага, но и общую атмосферу угнетения. Ей также присущи элементы гротеска. Они проявляются в нарочитом однообразии гармонической структуры, в возвращении мелодии к одним и тем же звукам, в джазовых синкопах и утрированно подчёркнутых интонациях бытового происхождения. В сопровождении сохраняется напряжённый пульс «марша роботов». Главная тема структурно и тонально замкнута, а в среднем разделе появляются тревожно экспрессивные элементы, контрастирующие основному разделу и предваряющие побочную. В связующей партии