Проводя исследование, мы решили сделать анализ одного из произведений композитора. Самым масштабным сочинением среди симфонических циклов Онеггера явилась Третья, «Литургическая» симфония (1946) – одно из наиболее совершенных в художественном отношении произведений симфонизма ХХ века. Эта симфония запечатлела трагические события только что отгремевшей войны и поэтому является ценным художественным документом эпохи. Центральная проблема симфонии – проблема войны и мира – получила здесь более обобщённое преломление: война как символ всякого варварства, разрушения и горя, мир как символ жизни и счастья людей. «Для одних этот мир означает вечный покой, небесное счастье. Для других – это земной рай красоты, счастья, к которому стремятся все люди…» [3; 181].
Чтобы подчеркнуть это философско-символический уровень и акцентировать трагическое в замысле цикла, композитор дал всей симфонии подзаголовок «Литургическая», а отдельным частям – подзаголовки из заупокойной католической мессы: I
часть – «
Diesirae
»
(«День Гнева»), II
часть – «
Deprofundisclamavi
»
(«Из бездны взываю к Тебе, Господи»), III
часть – «
Donanobispacem
»
(«Даруй нам мир»).Онеггер предельно конкретизировал свой замысел так: «Моя симфония есть драма, в которой играют в действительности или символично три действующих лица: Горе, Счастье, Человек… В «Diesirae» я стремился выразить… ужас беспощадно преследуемых поколений народа… Буря рвёт все вокруг, сметает всё слепо сгоряча. Только в конце первой части впервые появляется птица… Здесь она не столько поёт, сколько плачет… «Deprofundisclamavi» - полное боли размышление-молитва… В конце этой части я ввёл тему птицы… Весточка голубя – это оливковая ветвь, символизирующая посреди великого хаоса обещание мира… «Donanobispacem» – бесконечный крик из угнетённых сердец «Даруй нам мир!»… Облака рассеиваются, и в блеске восходящего солнца в последний раз поёт птица. Таким образом, птица мира парит над симфонией, как голубь мира – над бесконечностью моря». [5; 174].
Судя по программным комментариям автора, идейное содержание симфонии – через ночь и борьбу к свету и миру – перекликается с концепциями Пятой и Девятой симфоний Бетховена, Четвёртой Чайковского, Второй и Одиннадцатой Шостаковича. Однако у Онеггера свой подход к теме: образ мира создаётся им не как реальный, зримый, достигнутый, а как хрупкий образ надежды и мечты. К тому же просветление наступает только в самом конце драмы.
По жанровой направленности это симфония-трагедия. Музыка I части создаёт, по словам автора, «картины катастрофы, в которой мы живём». Поэтому круг образов раскрывает настроения ужаса, смятения, отчаяния перед натиском агрессивных сил. Стремительные темы следуют одна за другой, не давая слушателю ни мгновения для размышления. Невозможно вздохнуть, осмыслить происходящее. Композитор стремился сохранить на протяжении всей части достигнутый уже вначале одинаково высокий уровень эмоционального напряжения, стимулируя его непрерывной сменой коротких резко очерченных тем, активностью ритмической пульсации.
Открывается I