После этого порядок богослужения под воскресный день и под праздничный день различаются. Под воскресный день после окончания чтения Евангелия хор (а по возможности и всё молящиеся) поёт торжественную песнь, прославляющую Христово Воскресение “Воскресение Христово видевшее…”, после чего Евангелие полагается на аналой посреди храма. Под праздничный день Евангелие уносится в алтарь.
Затем начинается чтение канона – богослужебного проследования отдельных тропарей, посвященное празднуемому событию. Чтец канона перед каждым тропарём произносит особое молитвенное воззвание (например, “Слава Тебе Боже наш, слава Тебе” или “Пресвятая богородице, спаси нас”). Тропари пропеваются хором. Во время чтения канона священнослужители помазываются освященным маслом во образ призывания милости Божией.
После этого обряда осуществляется помазание верующих. Молящиеся, подходя по очереди к аналою, крестятся, целуют евангелие или икону праздника и подходят к священнику, который специальной кисточкой, омоченной в масло, изображает им на лбу крест. Следует различать, что этот ритуал – не есть миропомазание, как не очень грамотное верующие его называют. Миропомазание – одно из семи таинств Церкви наряду с крещением, исповеданием, причастием, рукоположением в сан священника, таинство брака (венчанием) и соборованием (очищением от грехов накопленных за жизнь). Это же помазание лишь символизирует собой призвание милости и благословения Божия.
По окончании канона хор поёт третью группу стихир, так называемую “стихиры на хвалитех”, потому что они всегда начинаются со слов псалма “Всякое дыхание да хвалит господа”.
На предпоследней песне канона дьякон перед иконой божией матери возглашает: “Богородицу и Матери Света в песнех возвеличим”. Хор поёт “Честнейшую” – песнь, посвященную деве мари. Стихи этой песни взяты из евангелия от Луки, повествующего о встрече Девы Марии и праведной Елисаветы. К “Честнейней” обращались многие русские композиторы, но она (эта песнь) существует и на традиционные “обиходные” напевы и на гласы – 4-й, 6-ой или 8-ой. В песне выражена радость девы Марии от близости Бога и пророчества о сыне Божием, которого она должна родить, и хвала Божьему милосердию. Это одна из главных величальных песен Богородице.
После обращенного к Богу возгласа священника в алтаре “Слава Тебе, показавшему нам Свет!”, хор поёт великое славословие “Слава в вышних Богу” второй раз, заключая утреню. В древности, когда первые лучи солнца должны были озарить землю, раздавался этот возглас священника.
В субботу вечером, во время воскресной всенощной после “стихиры на хвалитех” поются особые воскресные тропари. Все шесть тропарей поются на 5-й глас (9-й тропарный), реже – на специально созданную мелодию. Это песнопение называется “Ангельский собор” по начальным словам первого тропаря.
В нём воспевается Воскресение Христа: изумление небесных сил, плач мироносиц пред Гробом господним, возвещение ангела мироносицам о воскресении Господа, прославление и поклонение Богу- троице, наше благодарение Божией Матери за рождение его Спасителя.
Затем, после произнесения диаконом сугубой и просительной ектеньи, священник стоя в Царских вратах, произносит отпуст, завершающий утреню, на котором упоминаются святые, почитаемые в данном храме или местности, и святые, празднование дня памяти которых начинается вечерним богослужением.