По завершении входа и пения “Свете тихий” диакон возглашает прокимен – стих из псалтири, который несколько раз пропивается хором. Царские врата закрываются. Если всенощное бдение совершается накануне особого праздника (не воскресного дня), то читаются парамеи – особые фрагменты из Ветхого Завета, связанные со смыслом праздника.
После этого, вышедший на амвон диакон, возглашает сугубую и просительную ектении, которые сопровождает хор пением “Господи, помилуй (один раз или трижды) и “Подай, Господи ”. А между ними исполняется песнопение “Сподоби, господи”.
Накануне особого торжественных праздников после ектении и “Сподоби, господи” совершаются лития и благословение хлебов. Священник и диакон выходят из алтаря и встают близ входа в храм (притвор) в его западной части. Лития – это особо усердное моление о нуждах христиан. Она напоминает древние крёстные ходы верующих первых веков, которые совершались втайне, по ночам – из опасения в преследовании язычников.
Далее поются праздничные стихиры и молитва Симеона Богоприимца “Ныне отпущаеши”. Старец Симеон, оставляя земную жизнь, подарил миру песнопение, славящее младенца Христа. Предание сохранило рассказ, согласно которому старцу было обещано Богом, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя. И вот, когда дева Мария с праведным Иосифом принесли младенца Христа в храм, на сороковой день после Рождества, для посвящения его Богу (чего требовал закон), то по вдохновению Божию пришёл туда и Симеон. Увидев Младенца, он взял Его на руки и произнёс:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему, с миром;
Яко видеста очи мои спасение Твое,
Еже еси откровение языков,
И славу людей Твоих Израиля.
(Ныне Ты отпускаешь раба Твоего, Владыка, как и обещал когда-то, с миром, потому что увидел глаза мои Того, через Кого Ты приготовил спасение для всех людей: Он – свет для просвящения язычников и слава народа Твоего Израильского.)
В этой молитве, воплощенной в творчестве многих композиторов, и тихая радость от свершения обещанного Богом, и свидетельство о Спасителе, пришедшем в мир, и возвещение о том, что спасение это для всех людей, и благодарность Израильскому народу, давшему миру Богочеловека.
Далее трижды поётся тропарь праздника, после чего священник благословляет хлебы, пшеницу, вино и елей, которые расположены на специальном столике посреди храма.
Это даже напоминает о первохристианских временах, когда для подкрепления сил молящихся всю ночь христиан, священники во время богослужения раздавали им хлеб, вино и елей. Пять благословляемых хлебов напоминают о чуде насыщения Господом Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек.
Завершается вечерня словами священника, обращенным к молящимся: “Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков”, на что хор отвечает: “Аминь” ( истинно, подлинно).
Следующая часть всенощного бдения – утреня. Она начинается с пения хора ангельского славословия Рождеству Христову - “Слава вышних Богу”. Этот Церковный гимн ещё называют “Великим славословием”. В нём звучит хвала и благодарение, мольба о прощении и о помощи на предстоящий день.
Существует огромное количество “Великих славословий”, созданных вдохновением композиторов. Музыка их самая разная от нежной, тихой, как бы трепещущей в благоговении перед божественной