Беспомощностью в лице младенца Христа, до торжественного- громовой, победной, подобной как бы мощному небесному хору, воспевающему Божественное величие и всемогущество (наиболее известны “славословия” П.Чайковского, С.Рахманинова, П. Чеснакова, А.Струмского).
После “Великого славословия” читается шестопсалмие – есть псалмов (№№ 3, 37, 62, 87, 102, 142), в которых содержатся молитвенные обращения к Богу об очищении людей от грехов, которыми мы оскорбляем Его, несмотря на постоянное Божие “промышление” о нас.
Во время шестопсалмия священник читает особые молитвы о ниспослании людям милости Божией – вначале в алтаре, а затем амвоне. Смиренный выход священника из алтаря на амвон символизирует тихую, уединённую проповедь веры.
Следующая за шестопсалмием великая ектенья во всём подобна той, что совершается на вечерне. Вслед за ней, после возгласа диакона, хор четыре раза поёт стих “Бог Господь и явился нам, благословен Грядый во имя Господне” – этим пением указывается на явление Христа Спасителя людям как Божественного Учителя и Чудотворца.
Затем поётся тропарь праздника и читаются кафизмы – группа псалмов, на которые разделена псалтирь (всего их по 20). По окончании чтения кафизм и возглашении диаконом малой ектеньи, наступает время самой торжественной части всенощного бдения – полиелия. Через открытые Царских врата духовенство с зажжёнными свечами в руках выходят на середину храма и встаёт перед иконой праздника, установленной на аналое. Хор в это время торжественно поёт хвалебную песнь из псалмов 134 и 135: “Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуйя” 9с древнееврейского слово “аллилуйя” означает также “Хвалите бога”. Это пение напоминает верующим о радостном воскресении Христовом. В храме вновь зажигается полный свет. “Хвалите имя Господне” поётся всегда по нотам или на традиционный распев, предаваемый из поколения в поколение, а потому знакомый присутствующим на богослужении.
Затем священник и дьякон совершают каждение алтаря и всего храма, а хор поёт воскресные тропари “Благословен еси господи”, если служба совершается накануне воскресного дня, или величание праздника со стихами из псалмов, если накануне праздничных дней.
Вновь открытые Царские врата символизируют собой “отваление ангелом камня”, закрывавшего пещеру Гроба Господня. Шествие священнослужителей с каждением по храму напоминает нам о жёнах мироносицах, ходивших ночью ко Гробу господню. Чтобы помазать благовониями тело Иисуса Христа, и первыми получивших от ангела радостную весть о Воскрешении Христовом.
После малой ектеньи хор поёт антифон 4-го гласа “От юности моея” (кроме всенощных под воскресенье). Этот антифон предназначен для попеременного пения двумя хорами. Другое название этой песни – степень ( во множественном числе – степенны), что означает “ступень”, так как содержание этих антифонов, или степенных, бралось из псалмов, которые пелись на ступенях Иерусалимского храма, и представляло собой некое восхождение по ступеням незримой лестницы от земли к небу, от скорби к радости.
За пением степенны из алтаря выходит дьякон с евангелием и на амвоне провозглашает прокимен, затем он спускается к священнику, стоящему посреди храма, и тот читает отрывок из Евангелия (по-церковному зачало), посвящённый празднуемому событию.