Всенощное бдение - это последняя работа написанная композитором в России, во время первой мировой войны и перед началом разгула страшной революционной стихии, результатом которой стало исчезновение русской православной практики практически на век.
Думаю что в большинстве случаев словосочетание “русская духовная музыка” вызовет ассоциацию с “всенощным бдением” Сергея Рахманинова. Во всяком случае, одну из первых – точно (наряду с его же «Литургией» и подобными циклами П. И. Чайковского). Конечно, можно возразить, что «самое знаменитое» еще не означает автоматически «самое лучшее»: ведь здесь имеет значение тот факт, что Рахманинов– светский композитор первой величины, имя которого знает весь мир, и в силу этого любое его произведение просто обречено быть более известным, чем подобное, но принадлежащее перу не столь популярному. Но, с другой стороны, А. Д. Кастальский – самый яркий и авторитетный представитель «новой московской школы» церковной музыки – назвал «Всенощную» Рахманинова «венцом московской школы»! Это очень серьезное признание, к которому нельзя не прислушаться.
Наша цель в данной работе это более подробно и детально познакомиться с циклом С.В. Рахманинова; форма, “палитра хора”, основные средства музыкальной выразительности, предпосылки к созданию, всенощное богослужение, опора на церковные догматы – все эти задачи будут рассматриваться, и разбираться в данной работе.
С.В. Рахманинов, потрясённый звучанием собственного сочинения, признался: “Я не думал, что написал такое произведение”.
“Музыка к Литургии и Всенощному бдению, созданная Рахманиновым в начале прошлого века стала неотъемлемой частью церковной жизни целого поколения русских православных людей, вошла в русское православное искусство наряду с самим первоисточником русского музыкального искусства — знаменным распевом”.
Личность человека, в том числе и творческая, закладывается в детстве. Яркие детские впечатления от народного фольклора, культуры часто становились основополагающими мотивами в творчестве русских композиторов. Сергей Васильевич Рахманинов родился в музыкальной семье. Его мать, Любовь Петровна, была ученицей Антона Рубинштейна и прекрасно играла; отец, Василий Аркадьевич, владел даром музыкальной импровизации. “За другие сильнейшие музыкальные впечатления я должен благодарить свою бабушку”, — вспоминал Сергей Рахманинов. Именно благодаря своей бабушке Софье Александровне будущий мастер проникся красотой духовной музыки. Софья Александровна Бутакова была женщиной глубоко религиозной. Она регулярно посещала церковные службы и, когда Сергей оставался на ее попечение, она всегда брала его с собой. Будучи его крестной матерью, она строго относилась ко всему, что касалось духовного развития внука. Бабушка играла большую роль в жизни Сергея Рахманинова. Не случайно в марте 1897 года, сразу после провала его первой симфонии в Петербурге, он уехал в Новгород, к бабушке. С.А. Бутакова умерла в возрасте 82 лет, в 1904 году, когда судьба Рахманинова уже вполне определилась. Особенно Сергею запомнился перезвон далекого Новгородского Софийского собора. “Звонари были артистами, — писал он позже, — четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом... Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано... — мне вновь запел колокол Софийского собора”. Древний новгородский знаменный распев на всю жизнь сохранился в памяти композитора.
Помимо тёплых впечатлений оставленных Софьей Бутаковой на идею написания духовной музыки влияло мнение современников-музыкантов: когда Рахманинов обучался в Московской консерватории, курс истории русской церковной музыки читал там Смоленский Степан Васильевич, который был большим знатоком и исследователем церковного пения, музыковед, палеограф, хоровой дирижёр, и педагог, музыкально- общественный деятель; собирал и изучал памятники древнерусской музыки. Еще в 1897 году он подал С.В. Рахманинову идею Литургии, в свою очередь С.В. Рахманинов посвятил ему “Всенощное бдение
”.
Так же делал попытки склонить C.В. Рахманинова к созданию произведения в сфере духовной музыки и другой крупнейший авторитет в области церковной музыки, А.Д. Кастальский, который, в 1903 году подарил ему одно из своих духовных сочинений с надписью: “Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову от А.Д. Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова..." Именно к А.Д. Кастальскому C.В.Рахманинов обращался за советом в период работы над Литургией.
“В феврале 1915 года на одной из очередных репетиций синодального хора на пультах появилась новая партитура в синей обложке. Раскрыв ноты, мы увидели надпись: “ С.В. Рахманинов. “Всенощное бдение”. Партитура, как и вообще все ноты синодального хора, была размножена литографским способом и не прошла еще через какое-либо издательство. Нам предстояло первым исполнить это произведение на концертной эстраде”, — вспоминал Александр Смирнов, один из певчих Московского синодального хора.
Работа над “Литургией” и Всенощной C.В.Рахманинова вызывала и у музыкантов ощущение радости. К репетиции приступали с волнением. Обычно перед разучиванием дирижер Николай Данилин один раз проигрывал новое произведение, теперь же он сделал это дважды, сопровождая показ короткими замечаниями: “Послушайте еще раз”, “Это только кажется, что трудно. Трудно исполнять на рояле, а в хоре легко”. Вся подготовка к концертам проходила в атмосфере большого творческого подъема.
Сергей Васильевич Рахманинов сам присутствовал на репетициях, хотя по традиции на спевки синодального хора почти никто не допускался.
“Однажды во время репетиции стеклянная дверь вдруг распахнулась, и в зал вошел медленной уверенной походкой мужчина необыкновенно высокого роста; он прошел средним проходом к первым рядам кресел, сел и, раскрыв точно такую же партитуру, как и у нас, начал слушать. Дирижер не остановил хор, но все догадались, что это Сергей Рахманинов. С того дня аккуратно к началу репетиции являлся и Сергей Васильевич, садился на то же место, внимательно следил за исполнением, одновременно со всеми перелистывал страницы и... безмолвствовал. Лишь один раз вместо С.В. Рахманинова пришла его жена, прослушала всю спевку, а в перерыве читала книгу”, — вспоминает А.Смирнов о репетициях “Всенощной”.
«Литургия Иоанна Златоуста» С.В. Рахманинова была впервые исполнена в 1910 году, в зале Синодального училища. Повторные исполнения проходили в Большом зале Консерватории.
Первое исполнение Всенощной состоялось 23 марта 1915 года в Колонном зале Благородного собрания в Москве хором Синодального училища. Регент Синодального хора с 1910 года, Николай Данилин, поднял мастерство хора до высочайшего уровня. Впервые он встретил Сергея Рахманинова, еще, будучи студентом училища, и эта встреча впоследствии переросла в близкую дружбу. Игра молодого Рахманинова произвела на Николая Данилина неизгладимое впечатление. Именно с Николаем Данилиным сотрудничал Рахманинов при создании хоровой партитуры “Всенощной”.
В течение месяца это сочинение было исполнено четыре раза (сбор от двух концертов был передан в пользу жертв Первой мировой войны). Несмотря на правило, запрещавшее аплодисменты во время исполнения духовной музыки, слушатели после заключительного аккорда “Всенощной” каждый раз начинали бурно аплодировать.
В последний раз “Всенощная” исполнялась Синодальным хором в конце 1916 года, в концертном зале Синодального училища — там, где проходили все репетиции.
После 1917 года это произведение долгие годы не исполнялось. Одной из первых запрещенную русскую духовную музыку включила в свои концертные выступления капелла под управлением Юрлова. 2 марта 1965 года были исполнены фрагменты Всенощного бдения, солировал Иван Семенович Козловский. Затем это произведение стали ежегодно исполнять в полном объеме в московском храме Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке, правым хором под управлением известного регента Николая Матвеева. Чтобы услышать “Всенощную” С.В.Рахманинова 1 апреля, накануне дня рождения композитора, в храм приходило множество москвичей. ”
“ Я — русский композитор, — писал С.В.Рахманинов, — и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и поэтому русская музыка: единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, — это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце”.
Сегодня Литургия и Всенощная С.В. Рахманинова исполняются в концертных залах всего мира, а отрывки звучат во время богослужений в русских православных храмах: “Тебе поем”, “Богородице, Дево, радуйся”. Полностью Литургию и Всенощное бдение Сергея Рахманинова исполняет хор под управлением регента Алексея Пузакова в храме святителя Николая в Толмачах.
Исполнение Литургии Сергея Рахманинова в храме на Большой Ордынке в середине 80-х годов было удивительным событием и церковной и культурной жизни тех лет. Два раза в год на исполнение литургии хором под управлением Николая Матвеева — знаменитого регента — сюда собиралась московская интеллигенция. Постоянно приходил сюда профессор МГУ А.Козаржевский. В этом храме впервые в годы советской власти стали исполнять Литургию Рахманинова. Архиепископ Киприан (Зернов), который здесь настоятельствовал, был ценителем музыки, в молодости — актером. Поэтому не случайно, что именно он решился возродить это произведение Рахманинова к церковному звучанию.