Церковные циклы литургии и всенощной создавались после Чайковского многими композиторами, современниками Рахманинова и более поздними, но не одно из них не обладает той силой художественного выражения, которое присутствует во “Всенощном бдении Рахманинова”.
“Всенощное бдение” С.В.Рахманинова можно сравнить с грандиозным симфоническим произведением, созданным для хора. Его пятнадцать частей поражают музыкально- драматургической целостностью. Части объединены не только общностью молитвенного текста, но и чисто музыкальными средствами- древнерусскими распевами и гласами, лежащими в основе песнопений. Архаичные одноголосные мелодии в произведении композитора обрели “вторую жизнь”. Рахманинову удалось выявить их национальное своеобразие и неповторимую красоту. Все песнопения имеют спокойно- созерцательны и в то же время возвышенный характер, их музыкальная природа весьма разнообразна. Это и неспешное эпическое повествование, и романтическая лирика, и колокольные звоны.
Партитура “Всенощной” чрезвычайно сложна для исполнения и, конечно, недоступна обычным церковным певчим. Здесь требуется высокопрофессиональный хоровой коллектив: ведь создавая это произведение, С.В. Рахманинова ориентировался на воистину безграничные возможности Синодального хора.
Мне довелось лично поучаствовать в практически полном исполнении цикла. И хочется, отметь, что работа над каждой частью требует от каждой партии хора разнообразных выразительных средств, владение тембром голоса для достижения задуманных автором имитаций. Написанные на основе гласов части требуют от одной группы хора вести постоянную слуховую работу чтобы не перебивать стройную тему или звонкий “перезвон” других голосов.
Мастерское владение хоровой фактурой, понимание природы храмового пения и глубина погружения в стихию древнерусского мелоса делают "Всенощное бдение" Рахманинова величайшим шедевром русской духовной музыки.
Конец и слава Богу", - пишет С.Рахманинов на партитуре рукописи Литургии в день ее окончания.