Основные церковные службы- Всенощное бдение и Литургия.
Церковные службы выкристаллизовывались на протяжении веков в довольно сложную композиционную систему. Каждый день церковного года посвящается какому-либо празднику: великому (так называемому двунадесятому), среднему и малому (воспоминание святого или иконы). В связи с этим в службе данного дня совершаются некоторые изменения, требующие чтения дополнительных молитв, отражающих недельный круг церковного календаря. Например, понедельник посвящается воспоминаниям ангельских чинов, вторник – пророкам и Иоанну Предтече. В среду церковь вспоминает предательство Иуды. Четверг посвящается воспоминанию апостолов и святителя Никола Мирликийских чудотворца – день прославления Богородицы, святых мучеников и всех святых, день поминовения усопших.
Девять повседневных служб замыкаются в суточный круг богослужений, который представляет собой логический выстроенный ряд последований вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов (первого, третьего, шестого и девятого) и литургии.
Начинается суточный круг церковных богослужений с вечерни. Так как, следуя библейскому учению, мир был сотворен с вечера (Бытие. 1, 1-5):
В начале сотворил Бог небо и земною.
Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною;
И Дух Божий носился над водою…
Суточный круг включает в себя девять служб, которые в свою очередь объединяются по три в разные время суток. Вечернее время состоит из часа девятого, вечерни и повечерия; утреннее – из полунощницы, утрени и часа первого, а полуденное делится на час третий, шестой и литургию. На востоке первый час считается часом восхода солнца, по русскому счислению он соответствует утреннему седьмому часу. Далее, соответственно, третий час будет девятым, шестой – двенадцатым часом дня, а девятый – третьем пополудни.
Богослужебные часы проходят в чтении коротких молитв, символизирующих славословие Богу за дарованы человечеству свет (первый час); воспоминание о Святом Духе, ниспосланном на апостолов в день Святой Троицы (третий час); воспоминание о распятии Иисуса Христа (час шестой) и его смерти (час девятый).
Вечернее богослужение, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней, называется Всенощным бдением. Такое название оно имеет потому, что в древние времена служба начиналась с вечера и заканчивалась утром, то есть всю праздничную ночь верующие проводили за молитвами. В наши дни такая практика богослужения сохраняется лишь в некоторых монастырях, например на святой горе Афон в Греции.
Всенощное бдение состоит из трёх частей: вечерни, утрени и первого часа.
В начале вечерни открываются Царские врата. Священник с дьяконом совершают каждение алтаря (благовонный ладан, источаемый кадилом, символизирует возношение наших молитв к Богу), а открытие Царских врат и каждение алтаря означает явление славы Божией в Сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю после их сотворения.
Возглас диакона “Восстание! Господи, благослови” и славословие священника “слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троицы всегда, ныне и присно, и во веки веков” завершают хор – “Аминь!” ( в переводе с еврейского – “истинно”).
Затем диакон со священником совершают каждение храма. Хор в это время поёт псалом 103-й “Благослови, душе моя, Господа”. Торжественный гимн Творцу, автором которого, согласно Священному писанию, был царь Давид, царь- псалмоповец, от которого произошёл род Иисуса Христа. В этой песне, воспевающей сотворение мира, восторг, изумление и трепет перед силой и могуществом Творца (“Все премудростию Ты сотворил! .”) В ней – благодарность и восхищение, переполняющие душу псалмопевца при созерцании величия, гармонии и красоты мира, созданного по воле Божией. Во время пения псалма 103-го весь храм залит светом, как знак того, что в мире царит Свет Божий. Открытые Царские врата напоминают нам, что было время, когда человек был рядом с Богом, что человек призван вернуть это время снова.