То, что Джон Колтрейн был хорошим человеком, будет показано мною ниже, ведь по моему мнению как не возможно что бы на дереве сливы росли яблоки, так не возможно, что бы плохой по моральным качествам (поступкам) человек смог стать лидером духовного джаза.
В глазах своих друзей и коллег‑музыкантов, Колтрейн всегда представал деликатным, спокойным, сдержанным, стеснительным человеком. Однажды Элвин Джонс разбил принадлежавшую Колтрейну машину. Тот отнесся к этому совершенно спокойно, заметив лишь, что всегда сможет достать себе другой автомобиль, но не другого Элвина. Он не любил командовать и часто отказывался давать указания музыкантам, советуя им найти собственное решение. Он не был требовательным и в отношении дисциплины. Музыканты, случалось, спорили с ним на сцене. Как руководитель и видный джазмен, он мог бы потребовать подчинения, но никогда не делал этого. Даже когда два исполнителя на ударных стали играть вместе так громко, что заглушили самого Колтрейна, которого пришла слушать публика, он не вымолвил ни слова.[25]
Эти пару случаев показывают его внутреннего человека. Значит, разговоры о его духовности были не беспочвенны! Одно дело, когда вешают ярлык «плохиша», но совсем другое, если люди записывают тебя в число святых! Как можно увидеть — было за что.
Он был не просто баловнем публики — его почитали, как святого, как некое мистическое существо, присутствие которого на земле якобы способно было изменить мир. Один из музыкальных критиков, Фрэнк Кофски, в 1964 году предложил выдвинуть кандидатуру Джона Колтрейна на должность вице‑президента США. Другой критик, Иоахим Берендт, утверждал, что Колтрейн излучает «высшую силу любви». Даже такие придирчивые критики, как Нэт Хентофф и Мартин Уильямс, начинали петь дифирамбы, едва заходила речь о Колтрейне. Имя Бейдербека только дважды упоминалось в прессе при его жизни, первый биограф Бикса появился лишь через сорок лет после его смерти. Таким титанам джаза, как Гудмен, Хокинс и Янг, еще предстоит найти своих биографов. Однако за десять лет до смерти Колтрейна вышли три его жизнеописания, написанные разными авторами. В целом Джона Колтрейна считали — а многие до сих пор считают — не просто выдающимся музыкантом джаза, а своего рода духовным лидером, которого можно сравнить с основателями крупнейших мировых религий.[26]
Центром его духовности, из которого вырастает всеобщее признание религиозности джаза Колтрейна, на мой взгляд, является его философия. Здесь и любовь к мудрости, которую можно проследить даже по названиям композиций, автором которых этот музыкант и являлся. Можно назвать это и поиском Создателя отраженных в его творчестве, ведь весь последний период его творчества прослеживаются такие эпитеты, как “Душевный поезд”,[27]“Размышление”,[28] “Межзвездное пространство”,[29] “Юпитер вариации”,[30] “Трансцендентность”[31]… Уход в космические поиски происходит и в стиле исполнения композиций. Так, от модального направления он переходит к фри-джазу с космическими звуками в верхнем регистре. Но, по праву, кульминационной точкой духовной философии музыканта является его знаменитый альбом под названием "A Love Supreme", что в переводе на русский язык означает «Любовь к Вышнему». Исходя из этого, можно заключить, что альбом этот Колтрейн посвятил Богу, и по праву он признан духовной вершиной его исполнительства в джазе.
Некоторые из джазовых музыкантов добивались святости, но духовное восприятие в «A Love Supreme» помогло Джону Колтрейну сделать именно его альбом самым продаваемым. В то время как музыканты стиля фри-джаз, такие как ArchieSheepили исполнители из Ассоциации по развитию Творческих Музыкантов (AACM), были более открыто связаны с борьбой за гражданские права, Джон Колтрейн интересовался в большей мере смелым и интенсивным поиском нот и скоростью игры. Казалось, это находилось за пределами возможностей инструмента, потому, видимо, и было трактовано более как поиск трансцендентности. Упаковка «A Love Supreme», с прекрасным вышеупомянутым названием от Колтрейна, уже заставляет о многом задуматься, но сама музыка тоже будто несет духовное послание. [32]
Поиск трансцендентности свойственен людям на протяжении всей истории, этот поиск не останавливался ни на секунду с тех времён, как человечество себя помнит. Но желанием выразить этот поиск через названия альбомов, стиль жизни, да еще и любовью к Творцу всего Джон вывел джаз на новый уровень восприятия музыки, как явления. Мы помним те времена, когда посвящение своих Ораторий и Месс такие гиганты музыки, как Гендель и Бах выражали свою любовь к Вышнему. И вот, новый гений своего времени повторяет тот путь, которым шли признанные классики мировой музыки, но теперь уже в джазе.