Как нам видно духовность здесь приписывается изначально с рождением человека в одной из трех первых каст, и даруется только после второго перерождения (по этой вере). Духовность — как некий дар человеку и определенная привилегия, дающая возможность читать Священные книги этой веры. Кстати после рождения, человек по этой философии не может переходить в другую касту и если он не родился воином, или торговцем, или Брахманом, то его удел быть слугой высших каст.
Первым из философов, попытавшихся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке, был Ориген (ок.185 — ок.255). Ориген считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, он даруется ему Богом (вспомним учение Аристотеля об активном разуме) и всегда устремлен к добру и истине. Душа же состовляет наше собственное Я, она является в нас началом индивидуальности, а поскольку, как мы уже знаем, свобода воли составляет важнейшее определение человеческой сущности, то именно душа, по Оригену, и выбирает между добром и злом. По природе душа должна повиноваться духу, а тело — душе. Но в силу действенности души низшая ее часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. По мере того как это входит в привычку, человек оказывается греховным существом переворачивающим природный порядок, созданный Творцом: он подчиняет высшее низшему, и таким путем в мир приходит зло. Следовательно, зло исходит не от Бога и не от самой природы, не от тела, оно исходит от человека, а точнее — от злоупотребления свободой, этим божественным даром.[17]
Здесь говорится тоже о духовности, как некоем даре, который дарован Богом и всегда устремлен к добру и истине. С Богословской точки зрения духовность в философском осмыслении выступает как некий дар, некое положительное качество, которое устремлено к добру. Но эти схожести на поверхности оказываются практически всегда различными, стоит узнать про эти веры немного больше. Например понятие реинкорнации и воскрешения в своем теле. Все это говорит лишь об одном, что духовности различные так же как и богословское осмысление понятия духовности в различных верах.
В глубокой религиоведческой работе князя Н.С. Трубецкого, показывающей эволюцию религиозных взглядов индуизма, читаем: «В эпоху старого брахманизма идея Брахмы не отличалась большой отчетливостью. Во всяком случае, в эту эпоху Брахма есть, главным образом, отвлеченное понятие (“абсолютное бытие”, “субстанция”), а не антропоморфная или вообще разумная личность… При нравственном развенчании богов (самим же индуизмом в дальнейшем его развитии. – Авт.), поставленных на одну доску с людьми, Брахма явился суррогатом абсолютного Бога, но именно суррогатом, ибо никакой нравственной сущности идея Брахмы в себе не заключала и брахма есть “жизненное начало”, а не живая личность». [18]
Таким образом, отвлеченное понятие безличностного “жизненного начала” в духовном плане противопоставляется идеи Личностного Бога, открытой нам в Ветхозаветном Иудействе и раскрытой в новозаветном Христианстве в образе Троицы Единосущной и Нераздельной. И здесь на Богословском уровне понятие духовности исходит из различных пониманий Бога, и, соответственно, духовность может трактоваться практически в противоположном смысле.
Все это говорит лишь об одном, что духовности различные, так же, как и богословское осмысление понятия духовности в различных верах.
Из приведенного выше очерка можно вывести, что, соответственно в Мусульманстве — будет своя духовность, в Католичестве будет иная духовность, в Индуизме будет третья духовность, в Иудействе будет следующая духовность, в Православии будет иная духовность, в "харизматическом возрождении" будет отличающаяся духовность и во многих бесчисленных сектах будут многие бесчисленные духовности. Это слово сказано о религиях, что же можно сказать о личном опыте каждого, отдельно взятого, человека из этих религий. Личный опыт и раскрывает понятие духовности, и не может дать ответ на поставленный мною вопрос, поэтому предлагаю рассматривать этот вопрос со стороны философии.
Единственный возможный общий знаменатель для всех религий — это совершенно неопределенное понятие "духовного", которое поистине открывает религиозным "либералам" почти неограниченные возможности туманного богословствования.[19]
Поэтому призываю не быть религиозными "либералами" предполагая, какая духовность овладевала Джоном Вильямом Колтрейном, а наоборот посмотреть на его личную жизнь, поступки, творчество, словом все, что может быть понятно нами рационально (с философской точки зрения), что бы через плоды его жизни понять и о его духовности и о его духовном джазе. Можно сказать, что понять разумом — это понять с помощью мыслительной способности.