Мыслительной же способности свойственны и решения, и одобрения, и побуждения, направляющие к действию, и отклонения, и бегство от деятельности; особенно же: рассуждения о тех вещах, которые постигаются только умом, и добродетели, и науки, и основания искусств .[20]
Единственное, еще раз хочется повторить, что «духовность», в Богословском осмыслении, на мой взгляд всегда выглядит как некое преимущество, некий дар, некая сверх человеческая (земная, обыденная) способность, дарованная человеку свыше. И если рассматривать джаз с этой позиции, то «духовный джаз» - это джаз, который раскрывается с помощью дарованных свыше гениальных способностей.
О духовном джазе мне бы не хотелось рассматривать это исследование со стороны новой моды на мистицизм, как пишет об этом философ Бердяев:" Мир движется к новой духовности и к новому мистицизму; в нем больше не будет места аскетическому мировоззрению"[21], и далее он рассматривает всю «гуманистическую творческую деятельность современного человека… как религиозный опыт, освященный в Духе»[22].
Ведь под мистикой в широком смысле понимают единство необычных («мистических») состояний психики человека и «мистицизма», то есть «теорий», объясняющих и оправдывающих эти состояния.[23]
Все же, мне бы хотелось рассматривать духовный джаз со стороны рационального осмысления и моральных ценностей.
Не секрет, что от времени зарождения джаза (конец 19 века) спустя многие десятилетия, эта музыка претерпевала многие изменения и, самое главное для моей работы, в применении к окружающей действительности. Было время, когда джаз был способ облегчения трудностей быта переселенцев-рабов, и их тяжелого эксплуатирования. И это была "трудовая" музыка.
Было время, когда джаз рассматривался только с развлекательной стороны. Примеров тому уйма: весь период Новоорлеанского джаза. В то время он игрался в публичных домах таперами (например пианист Джелли Ролл Мортон), и на улицах многочисленными оркестрами. Эхом этих празднеств отзываются в наши времена духовые оркестры играющие преимущественно на площадках всей нашей необъятной страны в "майские" праздники. И это был "развлекательный" джаз.
С течением годов, музыка свободы переросла с развлекательной своей стороны в 40 -е, в музыку интеллектуальную. Эра "бибоп" и основные столпы этой музыки, такие, как например Майлз Девис заставили относиться к этой музыке серьезно. Сам Девис писал, об этом своем стремлении, чтобы под его музыку не плясали, но слушали внимательно, сидя на стульях с нагрузкой собственного интеллекта, как, в прочем, это происходило (и происходит) с концертами классической музыки . И это «интелектуальный» джаз.
Настало время и Джона Колтрейна. С моральной стороны от водевилей и публичных домов, от кабаков и выступлений на улицах, джазовые музыканты перебрались на лучшие сцены. Вся подготовительная часть для того, что бы музыка “джаз” эволюционировала до своей “духовности” был уже пройден предшественниками Джона. Настало время сказать и о том, что за пределами эмпирического познания музыкантов существует необъятный космос и бесчисленное количество планет. И что есть Кто-то, кто эти планеты создал. Ответ можно прочесть на заглавии альбома «A Love Supreme» — Любовь к вышнему. Критики назвали это «духовным джазом». Понять Духовность этого джаза можно, например, по самим работам (преимущественно) квартета под управлением Джона Колтрейна, когда программность их ней музыки была положена в основу. Такие названия произведений, как «Медитация», «Трансцендентность», «Космос», «Псалом», «Любовь к Вышнему» и многие другие работы заставляли обыденных людей задуматься, что есть помимо окружающей действительности другой, какой-то высший смысл своего существования.
Помимо програмности своих произведений следует учесть и разнообразную структуру своих композиций, которая отличается от джазовых стандартов (например весь альбом «A Love Supreme»). О структуре данной композиции будет сказано мною ниже. Необходимо заметить, что именно этот альбом считается эталоном «духовного джаза», как своеобразный гимн.
В отличие от Паркера и Дэвиса Колтрейн романтик, гуманист и даже альтруист в какой-то мере… Я основываюсь лишь на том, что нашло отражение в самой его музыке. Легло в основу творческой эволюции. Если Паркер и Дэвис всегда оставались собой, только внешность немного меняли в соответствии с духом времени (Дэвис прежде всего), то Колтрейн действительно прошел большой путь духовного развития. Он как — будто верил, что музыка приведет его туда, где выход есть, где ему откроется нечто особое: истина, знание, свет. И он шел по этому пути всю жизнь. Поднимался все выше и выше, и в результате настолько оторвался от всего остального музыкального мира, что практически потерял его из виду .Часто говорят, что творчество позднего Колтрейна исполнено света и высокой духовности… В декабре 2009 года исполняется 45 лет со дня записи одного из самых необыкновенных альбомов в истории джаза. Я имею в виду “AloveSupreme” Джона Колтрейна. В этой работе он продемонстрировал всю мощь своего таланта, всю силу духовного порыва. По сути дела это последняя работа зрелого Колтрейна, которою он как — бы завершает период долгого восхождения к вершине[24].