Баха чрезвычайно увлекала сама идея сопоставления частей в сюите. Ведь они расположены по принципу контраста: неторопливая аллеманда, подвижная куранта, медленная сарабанда и быстрая жига. Но кроме контраста сюита заключает в себе еще и единство: все танцы в старинной сюите пишутся в одной тональности и часто у них есть общие интонации.
Сюита – один из первых опытов создания большой многочастной формы, своего рода архитектурного ансамбля в музыке. Иоганн Себастьян Бах, великий мастер, музыкант – архитектор, сумел добиться единства и цельности сюиты более чем кто - либо из его предшественников. И более чем у кого- либо его сюита, родившаяся когда – то из «свиты» танцев, представляет собой целый мир музыки – глубокой и возвышенной, живой, веселой и стремительной.
К числу шедевров флейтового репертуара следует отнести знаменитую сюиту си минор для флейты, двух скрипок, альта и баса. Сюита си минор создана в начале 20-х годов в Кётене. Если принять во внимание еще не установившиеся в ту пору составы немецких оркестров, многоликость жанров творчества и разнообразие форм музыкальной жизни, то становится объяснимой невозможность подчас разграничить между собой оркестровое и камерное творчество Баха.
Характер солирующего инструмента подчеркнут здесь с необычайной чуткостью, подмечены специфические его черты: легкость звукоизвлечения, изящество в быстрых движениях, нежность, поэтичность звучания. Инструментовка в сюите легкая, нежная, певучая. Флейта, солирующая и участвующая во всех tutti, придает сочинению светлый и яркий колорит. Сюита начинается увертюрой.
Семь частей, следующих за увертюрой, не традиционны. Только сарабанда осталась в ней от обязательных «звеньев» сюиты. В светской, галантной музыке Второй сюиты Бах одаряет слушателей гаммой ощущений, настроений, состояний мысли. Короткое, быстрое и в то же время лиричное рондо; медленная сарабанда, призывающая к неторопливому раздумью; огненно—стремительное бурре; поражающий красотой звучаний полонез. Достаточно услышать флейту в длящейся минуты две—три миниатюре — полонезе, чтобы разделить любовь Баха к этому инструменту. Танец торжественного шествия — полонез только еще приживался в жанре концертной сюиты; вдохновенна на фоне тихого сопровождения виолончели партия флейты в этой миниатюре.
После «Дубля» идет менуэт;
светлая «Шутка» завершает баховское создание.
Еще до смерти жены, пребывая с князем Леопольдом либо в Карлсбаде, либо в Мейнингене, Бах играл перед маркграфом Бранденбургским Христианом Людвигом. Конечно, в центре внимания была скрипка князя Леопольда, но маркграф — ему было уже за сорок — не поскупился на похвалы и княжескому композитору. Похвалив прослушанные композиции, маркграф предложил музик—директору сочинить для него что—либо похожее на итальянский концерт, только в немецкой манере. Не избалованный подобным вниманием, Себастьян дал согласие. Он принялся за сочинение оркестровой музыки по приезде из Гамбурга, в начале 1721 года.
Замысел разросся в цикл больших концертов. Среди баховских оригиналов партитур нет ни одной, написанной им собственноручно с таким каллиграфическим изяществом, как пьесы для маркграфа. Они были сопровождены учтивейше составленным на французском языке посланием. Это посвящение написано, впрочем, чьей—то другой рукой. Стоит дата: "24 марта 1721 года".Концерты этого цикла приближались к разработанной итальянцами, предшественниками и современниками Баха, форме кончерто гроссо (concerto grosso), "больших концертов", где оркестру—ансамблю противопоставляются, как бы для состязания к ним, «концертирующие» инструменты. Но если даже у Антонио Вивальди, блистательного Вивальди, господствовала виртуозная сторона музыки, то у Баха концерты наполнены драматизмом контрастного сопоставления, динамикой развития музыкальных тем.