Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни
На звуки её сбегались из леса звери.
Но искусство Баха по праву считают выше,
Потому что весь мир дивился ему.
Среди величайших композиторов прошлого Бах-явление исключительное. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы) обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестанского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойденного мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве. Ровесник Генделя, Бах воплотил существенные стороны своей эпохи, однако иные: если Гендель олицетворяет ее героику, действенность, то Бах-её богатую, сложную духовную жизнь. Композитор раскрыл внутренний мир своего современника, труженика и мыслителя, его высокий нравственный идеал. Но проблемы и образы баховского искусства созвучны не только его времени, они близки и иным поколениям людей, поистине вечны.
В начале XIX века Бах казался почти загадкой. Гете, познакомившись с его произведениями, говорил о нем: « …лейпцигский кантор - божественное явление: он ясен и всё-таки необъясним». Лишь постепенно раскрывалась сущность баховского искусства, очевиднее становилась та исключительная роль, которую он сыграл в истории музыкального искусства. Бах обобщил, подытожил художественные тенденции большой исторической эпохи. И вместе с тем всей силой своего гения он устремлен в будущее. Творческими предсказаниями Баха питалось музыкальное искусство XIX-XX веков-вплоть до наших дней.
Многосторонность Баха ошеломляет. Острейший драматизм и созерцательная лирика, воплощение чувств больших народных масс и интимная исповедь-все вмещает его искусство. Ему равно доступно величественное и простое.
Этот образованнейший музыкант был великим самоучкой. Всем, что Бах знал и умел, он был обязан прежде всего самому себе. Рано осиротев, он прошел суровую жизненную школу. Его упорство было способно преодолеть любые преграды. Его учителями и наставниками были великие мастера прошлого и современные музыканты. Бах не уставал учиться у них-вплоть до самой смерти. Композитор охватил почти все известные в его время жанры, он их последовательно разрабатывал, выявляя все новые скрытые в них выразительные ресурсы.
Величие Баха со все новой силой утверждается в каждую следующую эпоху. Музыканты-романтики первыми склонились перед его гением. Они увидели в нем своего учителя и предтечу. На протяжении XIX века Бах все глубже проникает в художественную жизнь Германии, а затем-Европы, Америки. В XX веке его музыка кажется особенно современной.
Духовые инструменты получили новое осмысление в творчестве И.С. Баха, они стали полноправными носителями богатого эмоционального содержания, которое отличает музыку этого композитора. Их роль в передаче музыкальных образов, драматургическом и динамическом развитии неизмеримо выросла.
Творческое наследие Баха очень обширно : это оратории, мессы, духовные, светские кантаты, различные оркестровые и камерно-инструментальные сочинения. Из произведений в камерно-инструментальном жанре выделяются флейтовые сонаты. Велика их художественная ценность. Прошли столетия, а они более чем когда-либо в центре концертного репертуара флейтистов.
Все они написаны в Кётене ( 1717-1723). Здесь Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда, руководя, в основном, исполнением камерной музыки. В этот период композитор создал ряд великолепных образцов камерно-инструментальных жанров. Большое количество произведений, написанных для флейты, было связано, очевидно, с тем, что среди кётенских музыкантов имелся превосходный солист-флейтист. Есть предположение, что эти сочинения созданы под впечатлением игры известного виртуоза-флейтиста Иоганна Иоахима Кванца, познакомившего Баха со всеми приемами игры на флейте.