Вторая, подвижная часть, Куранта, напоминает образы Аллеманды, но здесь они более мужественны и эмоциональны. Музыка динамически разнообразна и контрастна.
Третья часть, Сарабанда, построена на красивой и выразительной кантилене. Большая теплота и мягкость тембра создают мечтательное, прозрачное звучание.
Финал-быстрый и мужественный танец-Бурре. Несмотря на минорный лад, музыка этой части яркая и даже праздничная.
Одной из лучших сонат Баха для флейты является соната ми минор. Первая часть,Adagio ma non tanto,- неторопливая, глубокая по своему эмоциональному содержанию музыка, требующая от исполнителя зрелого мастерства, понимания стилевых особенностей творчества композитора. Развитие тематического материала, сопровождаемое динамическим нарастанием, образует как бы четыре большие звуковые волны, следующие одна за другой.
флейта соната бах
Вторая часть, Allegro, не контрастирует предыдущей, ее образы близки образам первой части. Третья часть- светлое лирическое Andante - своего рода разрядка после напряженной сосредоточенности первых двух частей. Флейта звучит светло, прозрачно, с оттенком беззаботности. Заключительное Allegro полно бодрости и силы. Оно как бы подытоживает музыкально-образное развитие всего цикла.
Известно, что такие композиторы как Бах, Гендель, Вивальди и другие в своих сочинениях не выставляли штрихов и динамику. Каждый исполнитель сам, на свое усмотрение, делал редакцию исполняемого произведения, не нарушая стиля. При исполнении штриха detache артикуляция и атака могут быть различными в зависимости от динамики и темпа. Тенутное стаккато лучше применять в группировках из двух-четырех нот, а также в конце фразы для убедительности ее окончания. Оно используется в произведениях всех стилей, от И. С. Баха до современных авторов, и чаще всего в медленных частях. Например, в первых частях си-минорной, ми-бемоль мажорной, ля-мажорной и ми-минорной сонат И.С. Баха. Примеров можно привести бесчисленное множество.
Маркированное тенуто из группы смешанных акцентированных штрихов. Артикуляция - активная, сильная.
После атаки выдох немного ослабевает, а затем усиливается и продолжается на cresc. до следующей акцентированной атаки. Звучание этого штриха напоминает удары колокола. Исполняется увесисто, тяжело, записывается, как правило, нотами большой длительности.
Бах очень любил форму сюиты, позволявшую объединять в одно целое разнообразные танцы. Среди всего богатства произведений, созданных в Кётене- «Французские» и «Английские» сюиты. Первые - потому что близки по характеру танцев, входящих в них, к сюитам, которые писали французские композиторы, а вторые- будто бы потому, что сочинялись для одного англичанина. Но возможно и другое объяснение: каждая из «Английских» сюит Баха, в отличие от «Французских», начинается прелюдией, а такое построение мы уже видим в написанных раньше сюитах Генри Пёрселла.
Французское слово «сюита» переводится как «последование», «ряд», «вереница». В музыкальной сюите ХVII-XVIII веков идут друг за другом танцы- медленные и величавые, быстрые и веселые, задумчивые и нежные, изящные и стремительные. Но это не просто собрание танцевальных пьес. Как в старинных шествиях, здесь свой порядок. Главных участников четыре: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Старинными они считались даже во времена Баха – их еще танцевали, но они уже выходили из моды. Позднее в сюиту вошли более новые танцы и большинство из них - французские: гавот, бурре и король танца в XVII веке – менуэт.