В XIX веке началось медленное, но упорное возрождение искусства великого музыканта. Появление первой биографии композитора, написанной И. Н. Форкелем и опубликованной в 1802 году, привлекает внимание к забытому мастеру. Работа эта проникнута подлинным энтузиазмом. « Произведения, которые оставил нам Бах, - пишет Форкель, - бесценное национальное сокровище; ни у одного народа нет ничего подобного». Следом появляются и другие работы о Бахе. Одновременно воскрешается и сама музыка.
Созданное в 1850 году « Баховское общество» собирает рукописи и начинает издавать первое собрание сочинений Баха. Эта работа была завершена лишь в 1900 году. Начавшееся систематическое изучение баховского наследия постепенно приподнимает завесу, скрывавшую подлинное лицо этого художника. Исследования продолжались в течение XIX века, они ведутся и в наши дни, но источник не исчерпан и едва ли будет когда – нибудь исчерпан до конца.
Художественное наследие Баха стало неотъемлемой частью нашей духовной жизни. На его музыке воспитываются профессионалы, она звучит в концертах, принося любителям музыки радость и нравственное обновление. Имя этого гения, этого скромного музыканта – труженика окружено благоговейным чувством. Местом паломничества людей со всего света стала в Лейпциге церковь св. Фомы, где в алтарной части на простой надгробной плите высечено «И.С. Бах».