Бетховен Соната №4
Брамс. Соната №3, Finale
Как справедливо заметил Б.В.Асафьев, «Пожалуй, этот парадоксальный образ - напряженная устойчивость – лучше всего передает основное качество тоничности Бетховена».
На мой взгляд, тема главной партии представляет собой большое предложение (22112) с дополнением (4). Я не согласна с Р.А.Сайфуллиным, который в своем труде «Семантика нотного текста и исполнительские рекомендации» утверждает, что тема главной партии написана в простой трехчастной форме. Расставляет он границы следующим образом:
I II III
(1-12 такты) (13-23 такты) (24-29 такты)
На мой взгляд, границы главной партии нужно обозначить как:
Большое предложение Дополнение
8 (2+2+1+1+2) 4
То, что Сайфуллин называет II частью главной партии, на мой взгляд, - начало связующей партии. В свою очередь, ее строение я бы определила, как 2+2+4+5:
2 |
2 |
4 |
5 |
Модель, представляющая собой «вопрос-ответ» |
Ее секвентное повторение |
Второе секвентное повторение и модуляция в тональность побочной партии |
«предыкт» на новой D к побочной партии |
Такой тип связующих партий встречался у композиторов конца XVIII-начала XIX веков, когда классическая сонатная форма еще сформировалась не окончательно и находилась где-то между классической и барочной. Такой тип сонатности Т.Кюрегян назвала «предклассической сонатной формой», где связующая партия представляла собой модель и ее секвенцированные повторения с дальнейшей модуляцией в тональность побочной партии.
Это отнюдь не единственная черта «старинности» в данной сонате. Границы экспозиции-разработки и репризы-коды обозначены знаком репризы, что характерно для барочных cюит и партит, этим приемом формы пользовались Гайдн, Моцарт. Бетховен использовал его в сонате ор.10 №2.
Музыковед Ленц называет форму I части Четвертой сонаты – сонатиной, но при этом делает уточнение, что подобно этой нет более ни одной во всей музыкальной литературе.
В основе темы побочной партии лежит большое предложение строением 2222, оно повторяется дважды: в партии скрипки и партии фортепиано. При этом «противосложение» тоже не меняется: то, что вначале звучит и фортепиано, передается скрипке. Это усиливает-углубляет эмоциональное воздействие на слушателя. Вообще, использование полифонии в побочных партиях – нетипично для Бетховена, и ранее не встречалось в его скрипичных сонатах.
Первое проведение темы Второе проведение темы
Характер побочной по сравнению с темой главной партии более спокойный, но спокойствие несколько мнимое, здесь нет равновесия, тема очень текучая, вся пронизана секундовыми интонациями.
После двойного проведения темы звучит дополнение 8 тактов, также пронизанное интонациями lamento и имитациями. Таким образом, схема побочной партии выглядит следующим образом:
8 (2 + 2 + 2) |
8 (2 + 2 + 2) |
8 |
Большое предложение |
Его повторение с вертикальной перестановкой голосов |
Дополнение, подведение к заключительному кадансу |