Соната наиболее симфонична, что и подчёркивает автор, предваряя главную партию медленным вступлением (единичный случай из всех десяти сонат).
Уже во вступлении проявляется основной мотив – интонационное зерно – которое будет развиваться на протяжении всей первой части.
На этой же интонации будет построена заключительная тема и разработка.
Вторая часть – тема с четырьмя разноплановыми вариациями. Первая вариация отдана солирующему фортепиано с лёгким аккомпанементом скрипки, вторая – наоборот, показывает виртуозные возможности скрипача.
Как и полагается в вариационном цикле, третья вариация написана в контрастном миноре, и завершает цикл объёмная вариация с кодой. Каждая из четырёх вариаций настолько самостоятельна и закончена, что может слушаться как отдельная пьеса.
Финал сонаты написан в ритме тарантеллы, стремительно развивающейся от фортепианного аккорда в начале до коды, где движение прерывается медленными интермедиями adagio.
Здесь можно провести параллели со вступлением к первой части сонаты, что позволяет говорить о признаках структурного родства между частями «Крейцеровой» сонаты.
10 сонатных циклов Бетховена для скрипки и фортепиано заняли совершенно особую нишу во всей скрипичной музыке.
Как мы помним, жанр сонаты в творчестве Бетховена всегда был пространством для экспериментов в форме, гармонии и развитии музыкального материала. Скрипичные сонаты не стали исключением, наоборот, в своем творчестве, Бетховен сумел создать неповторимое скрипичное звучание за счет мелодики и органичного ансамбля с фортепиано.
Номер сонаты |
Год создания |
Номер опуса |
Тональность |
Количество частей |
1 |
1799 |
12 |
D-dur |
3 |
2 |
1799 |
12 |
A-dur |
3 |
3 |
1799 |
12 |
Es-dur |
3 |
4 |
1800-1801 |
23 |
a-moll |
3 |
5 |
1801 |
24 |
F-dur |
4 |
6 |
1802 |
30 |
A-dur |
3 |
7 |
1802 |
30 |
c-moll |
4 |
8 |
1802 |
30 |
G-dur |
3 |
9 |
1803 |
47 |
A-dur |
3 |
10 |
1812 |
96 |
G-dur |
4 |