Скрипичное творчество Бетховена – одна из самых совершенных страниц мировой инструментальной музыки. Его десять сонат для фортепиано и скрипки занимают особое место как в камерно-ансамблевом музицировании, так и в истории развития жанра сонаты-дуэта, в процессе становления выразительных возможностей обоих инструментов.
Каждая из сонат Бетховена по-своему уникальна и неповторима. Четвертая соната, наряду с Шестой, возможно, менее популярна в исполнительской практике, чем другие. Однако художественные достоинства ее удивительны, и во многом она предвосхищает кульминацию жанра – Девятую «Крейцерову» сонату.
В настоящей работе поставлена задача проанализировать Четвёртую скрипичную сонату Бетховена с позиций, практически не освещенных ранее. Это структура, драматургия произведения, его образно-художественный смысл.
Специальных исследований сонат Бетховена на русском языке очень мало. Можно назвать книгу Я.Сорокера «Скрипичные сонаты Бетховена», а также переводы труда Й.Сигети «Скрипичное творчество Бетховена». Опираясь, в основном, на эти источники и личный исполнительский опыт, я попытаюсь раскрыть интересную, но непростую тему.
соната жанр бетховен скрипичный