Наряду с фортепианными произведениями, сочинения для скрипки занимают одно из важнейших мест в творчестве Л. ван Бетховена. Ещё с детских лет, как и многие композиторы того времени, Бетховен совмещал занятия на фортепиано с игрой на скрипке. Его первым учителем стал дальний родственник Ф. Ровантини, затем он занимался у Ф.Риса. Несколько лет он работал в оркестре Боннского театра, исполняя партии на альте. Позже, в Вене, Бетховен периодически возвращается к игре на скрипке, беря уроки у Игнаца Шуппанцига, которому он доверял первое исполнение почти всех своих произведений. Его сочинения были рассчитаны на исполнительские возможности таких скрипачей-современников как П.Роде, Р.Крейцер, Ф.Клемент, О.Бриджтауэр.
Бетховен писал для скрипки на протяжении всей своей жизни, начиная с 12 вариаций для скрипки и фортепиано на тему из оперы «Свадьба Фигаро», которые были созданы в Бонне примерно в 1793 году, и кончая последней сонатой ор. 96.
За несколько лет до этих вариаций молодой композитор пишет концерт для скрипки с оркестром До мажор, который остался незавершённым (ныне издан). Также в Бонне им написан ноктюрн для альта и фортепиано, а позднее в 1814 году в Вене шесть аллеманд для скрипки и фортепиано, и в 1818 году - Вариации на шотландские темы.
Но наиболее значимыми произведениями являются концерт для скрипки с оркестром ре мажор, тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, два романса для скрипки с оркестром ор.40 и ор.50, десять сонат для фортепиано и скрипки, 16 струнных квартетов, 7 фортепианных трио, 3 фортепианных квартета, 5 струнных квантетов, 5 струнных трио.
Здесь следует немного более подробно остановиться на тех особенностях бетховенского стиля, который проявился уже с Первой сонаты и последовательно эволюционировал в течение всего творчества композитора.
Первые три сонаты были впервые изданы в 1799 году, но, скорее всего, были написаны задолго до этого времени. В этих сонатах ещё ярко проявляется влияние Моцарта и Гайдна, особенно это касается Первой сонаты. Все ранние сонаты Бетховена написаны в трёхчастной форме и лишь начиная с Пятой сонаты сонатный цикл расширяется до четырёх частей (четырехчастны также Седьмая и Десятая). Несмотря на классическое строение, форму, а также тональные соотношения в Первой сонате, с первых же тактов главной партии видны присущие Бетховену чёткие и короткие мотивы. В музыке чувствуется решительность и энергетика.
Уже в Первой сонате зарождается тот драматизм, который в полной мере проявляется в поздних сонатах композитора.
Как это часто бывает у Бетховена два произведения, написанных в одно и тоже время, имеют совершенно противоположные характеры. Так произошло с Четвертой и Пятой сонатами, которые были написаны в одно время. Но если Четвертой сонате свойственен романтизм образов и формы, то Пятая, «Весенняя» соната – произведение классического жанра.
Надо сказать, что Бетховен не давал своим произведениям названия, считая, что образность и выразительность музыкального языка объяснит слушателю смысл музыки гораздо лучше, чем любая программность.
Из особенностей данной сонаты следует упомянуть несколько главных. Как уже говорилось, это первая соната Бетховена, состоящая из четырёх частей. В классический сонатный цикл добавлено скерцо, что роднит сонату и симфонию, придавая сонате больший масштаб. Также в этой сонате в репризе первой части главная партия варьирована, что до этого времени не встречалось в скрипичных сочинениях композитора.
Девятая соната Бетховена является драматической вершиной скрипичных сонат. Масштаб этого произведения выходит далеко за пределы камерного цикла. Сам автор написал заголовок сонаты: «Sonata scritta in un stillo brilliante quasi Concerto». Затем он снял слово brilliante.