Отражение подобных свойств в фактуре проявляется в дифференциации ее линий, излагающихся в различных ладовых и тональных плоскостях. Особенности джазового метроритма несомненно повлияли на свободу импровизационного движения, возникающую во вторых частях некоторых циклических произведений Стравинского (вторая часть Концерта для фортепиано и духовых, Каприччио, Концерта для двух фортепиано), но в то же время строго обусловленную рамками тщательно обозначенной нотации. Представляется возможным и предполагать, что усиление роли динамики в произведениях джазового направления стимулировало необычайную активность динамических средств в фортепианных произведениях композитора, повысила их значимость в процессе динамической экспрессии.
Последнее фортепианное произведение Стравинского «Движения» для фортепиано и оркестра является началом додекафонного периода в творчестве композитора.
Фортепианная ткань в «Движениях» излагается в соответствии с законами веберновской пуантилистической серийной техники. Для нее характерна регистровая рассредоточенность, акустическая напряженность отдельных уровней звучания. В линеарной фактуре преобладающим складом изложения является скачкообразное движение линий.
Обзор фортепианных произведений Стравинского позволяет сделать некоторые выводы, касающиеся фортепианного стиля композитора в целом.
Важнейшая черта стиля Стравинского заключается в своеобразном претворении основ русской народной вокально-инструментальной культуры. Мелодической базой целого ряда сочинений композитора являются интонации русских народных песен и танцев (интонации плясовых и протяжных русских песен, колыбельных; имитации игры на балалайке, гармошке).
Фортепианный стиль Стравинского – это сложные многоэтажные аккордовые комплексы, ленточные последования трезвучий, тяжелые дикие гармонические сцепления, чередования резких, «первобытных», тяжелых аккордов с последующим легким и звонким piccicato, обилие диссонирующих комбинаций, намеренно «фальшивого» аккомпанемента, прозрачно-звенящих («балалаечных») звучностей.
Необыкновенное обогащение фортепианных возможностей Стравинским – таким приемом, как «ударность», как многоэтажность фактурных пластов, как ostinato и других, - все это шло за счет претворения народных, сольных и хоровых, речевых и инструментальных традиций.
К числу особенностей фортепианного стиля Стравинского следует отнести также специфичность оркестральности, которой окрашены его фортепианные сочинения. Она развивается по двум направлениям – а) имитациям оркестровых тембров и отдельных инструментов симфонического оркестра или концертного ансамбля; б) достижению огромной красочности, многозвучности, богатства фортепианной палитры, дифференцированность фортепианной ткани.
Действенный характер метроритма музыки Стравинского формируется либо напряженным взаимосочетанием различных ритмических рисунков в единой структуре, либо остинатным экспонированием конкретной разновидности рисунка. Композитор расширил границы ритмических возможностей музыки.
Отличительные свойства динамики Стравинского заключены, в частности, в реализации перспективных возможностей «ступенчатости». Обусловленная особенностями фортепианной игры, она представляет собой гибкую громкостную шкалу, изменчивость которой зависит от формы движения интонаций, ладово-гармонической структуры, артикуляции.
Примечательным признаком стиля Стравинского, опять-таки свидетельствующим о связях с народным искусством и с русской классикой, служит то свойство музыкальной выразительности, которое можно назвать театрализацией (тяготение к изображению внешнего поведения «героев»), причем театрализация у Стравинского была, в первую очередь, балетной, идущей от балетного театра.
Для искусства Стравинского характерно тяготение не только к русскому фольклору, но и фольклору других стран и народов (негритянские, японские, французские мотивы в его творчестве).