Соотношения массивности и прозрачности в фортепианной ткани, наслоение регулярности и синкопированности в ритмическом движении являются здесь основным стержнем метроритма. Акцентированность слабых долей является яркой особенностью метроритма «Русской».
Значение метроритма чрезвычайно актуально в фортепианном стиле Стравинского, так как тщательная детализация ритмического рисунка, осознание основных ритмических движений в формообразовании музыкального материала является одной из важнейших исполнительских проблем «Трех фрагментов из Петрушки».
Варьированная многослойная фактура транскрипции представляет обширные возможности использования динамических средств. Разнообразные громкостные уровни звучания, средства динамического изменения звука, педализация как свойство динамической окраски – все это является значительными внутренними ресурсами для осуществления напряженной динамической интенсивности в «Трех фрагментах из Петрушки».
Мастерски варьируя фортепианную ткань в развитии тематизма, Стравинский достигает динамической яркости и звукового разнообразия рельефным сопоставлением разделов структуры формы. Каждое новое фактурное изменение тематизма имеет различный громкостный уровень звучания.
Разнообразие и обилие виртуозно-технических приемов фортепианной ткани транскрипции, мобильность и действенность ее метроритмической пульсации, ясность и четкость градаций в динамической многослойности – все это позволяет рассматривать данное произведение не только как энциклопедию пианизма 20 века, но и как сосредоточие, концентрацию черт фортепианного стиля Стравинского, мощный фундамент для кристаллизации наиболее индивидуальных его особенностей в последующем фортепианном творчестве.
Каприччио и Концерт продолжают линию виртуозной фортепианной музыки в творчестве Стравинского. Несмотря на то, что Каприччио хронологически удалено от «Трех фрагментов из Петрушки» 8-ю годами, а Концерт для двух фортепиано – 14-ю и то, что они существенно отличаются тематическими и образными связями, их фортепианной ткани присущи качества, получившие яркое воплощение в транскрипции. Это многообразие и масштабность складов изложения, самобытная красочность в целостности и индивидуализация фактуры, ее напряженная экспрессия, а также определенное влияние русских народных основ музыкального языка. Фактуре Каприччио и Концерта для двух фортепиано присуща оркестральность, масштабность изложения.
В Каприччио импровизационность – основной формообразующий принцип.
Несмотря на преобладание фигурационности в фактуре Каприччио, для него характерно фактурное, ритмическое варьирование тематизма. При наличии импровизационности в движении Каприччио, в нем присутствует «сквозная» метроритмическая пульсация, она объединяет форму Каприччио в единое целое.
В фактуре Стравинский проявляет себя новатором. Он избирает определенный способ организации фортепианной ткани – фигурационность, орнаментальность и насыщает им множество виртуозно-технических приемов (интервальные, октавные, аккордовые движения). В становлении характера метроритма Каприччио, наряду с несомненной значимостью фактурного варьирования, большая роль принадлежит включению в фортепианную ткань конкретных ритмических рисунков, которые являются важнейшим фактором метроритмического движения.
Новаторские стремления Стравинского отражаются и в динамике Каприччио. В процессе экспонирования индивидуальной фактуры произведения происходит противоречие двух «полярных» динамических принципов: «ступенчатости» и «волнообразности». Совершается их органичное совмещение и одновременно усиление резкой контрастности в линиях сложной фактуры.
Концерт для двух фортепиано продолжает линию масштабного виртуозного пианизма, разрабатываемую Стравинским в Этюдах, «Трех фрагментах из Петрушки», Каприччио.
Используя в качестве тематических и формообразующих моделей музыкальную образность и конструкции произведений Бетховена и Брамса, композитор продолжает обращаться к русской песенности. В Концерте – масштабность достигается действием активного развертывания полифонического контрапункта в диалоге двух фортепиано.