Расположение всей фортепианной ткани в обеих партиях в большом звуковом диапазоне, наслоение контрастных видов фактуры в контрапунктических сопоставлениях, чрезвычайная динамическая насыщенность – все это способствует масштабности, грандиозности фортепианного звучания. Здесь использована сложная фактура, включающая гомофонно-гармонический, полифонический, аккордовый склады изложения.
В Концерте широко используется аккордово-фигурационный склад изложения и его модификации. Композитор широко применяет «репетиционные» и «мартеллатные» остинато для яркости и рельефности тембральной палитры средств фортепианного письма.
Характерной особенностью метроритма является «сквозное» пульсирующее движение, единое на протяжении монументальных частей цикла. Один из стимулов такого активного развертывания метроритма заключен в структуре полифонического диалога двух фортепиано – основном композиционном приеме организации материала в Концерте. Непрерывное контрапунктическое развитие двух фортепианных партий в первой и четвертой части создает мощный напряженный тонус движения. Здесь используется и полиметрия.
Динамика Концерта обусловлена особенностями развития полифонического контрапункта. Сопоставлениям обеих партий присуща как полидинамическая контрастность, так и динамическая слитность в экспонировании музыкального материала.
Рассмотрение фактуры, метроритма, динамики в Этюдах, «Трех фрагментах из Петрушки», Каприччио и Концерте позволяет предполагать наличие элементов непосредственной преемственности, единой стилистической общности. В первую очередь, они отражаются в масштабной виртуозной фортепианной фактуре, способах и приемах ее организации. Очевидны они и в характерных особенностях метроритма и динамики: противопоставление единого, напряженного тонуса движения и гибкой импровизационности изложения; «волнообразной» и «ступенчатой» динамики в многослойной фортепианной ткани.
В произведениях второй группы («Легкие пьесы», Соната, «Серенада in А», Концерт для фортепиано и духовых, Соната для двух фортепиано, «Рег-тайм», «Piano-Rag-Music», «Движения») прослеживается множество определенных интонационных связей с русским народным музыкальным искусством.
В двух циклах «Легких пьес», созданных композитором в 1915-1916 годы, цикле «Пять пальцев», написанном в 1921 году, интонационные параллели с народным творчеством прослеживаются особенно ясно.
В мелодическом материале данных циклов различаются две основные линии. 1 – плавные, повествовательного склада мелодии вокального распева, истоки которых, несомненно, почерпнуты Стравинским в народных колыбельных песнях (например, Andante из цикла «Пять легких пьес», Andantino и Pezante из цикла «Пять пальцев»). В них создаются образы народных сказаний, воспоминаний, обращенных к детству и т. д.
Интонации народного колыбельного жанра Стравинский использует и в Концерте для фортепиано и духовых (во 2-ой части).
Другой значительной тематической линией в анализируемых циклах являются мелодии, ярко выраженного инструментального характера, метроритмически импульсивные и динамически заостренные. Используя в качестве интонационного и метроритмического источника прибаутки, скороговорки, частушки, инструментальные наигрыши на народных инструментах – балалайках, свирелях и т. д., Стравинский создал в этих миниатюрах «графические эскизы». («Балалайка» из цикла «Пять легких пьес», Allegro и Allegretto из «Пяти пальцев») В них он широко использует возможности фортепиано для претворения элементов народного творчества.
Обращаясь к имитационным средствам артикуляции и динамики, композитор стремится воспроизвести специфику щипкового звучания в «Балалайке» (пример).
Если в произведениях первой группы (Этюдах, «Трех фрагментах из Петрушки», Каприччио, Концерте для двух фортепиано) очевидно влияние оркестровых партитур Стравинского, то в произведениях второй группы («Легких пьесах», «Пять пальцев», Сонате, «Серенаде», Концерте для фортепиано и духовых) конкретно обозначены черты камерно-инструментального творчества. Масштабность, оркестральность фактуры, яркость и красочность уступает место строгому, лаконичному, камерному характеру изложения. На смену многослойности варьированных фактурных приемов приходит четкая дифференциация всех линий.