Большим своеобразием отличается фактура, метроритм и динамика в «Piano-Rag-Music» и «Rag-time», фортепианных произведениях, написанных Стравинским в стиле джаза.
Использование композитором джазовых тенденций в сочинениях 20-х годов связано с проникновением в Европу (и, в первую очередь, в музыкальную культуру Франции, в контакте с которой в данный период происходит формирование творческого мышления композитора) характерных мелодий и ритмов американских кек-уоков, рег-таймов, фокстротов.
Джазовая импровизация является основным творческим импульсом в создании «Piano-Rag-Music». Определяющим фактором в изложении фортепианной ткани в этом произведении является непосредственное влияние инструментальной техники Jazz band. Присущий ей принцип индивидуального движения каждого инструмента в ансамбле стал важнейшим стимулом в образовании своеобразных свойств фактуры в данном произведении.
Их специфика выявляется в четкой разграниченности всех фактурных линий, расположение которых явно отражает признаки оформления инструментальной партитуры. Вертикальная трехплановость, четырехплановость изложения (которая фиксируется не только на двух строчках нотного стана, но эпизодически и на трех), предполагает регистровую упорядоченность каждого фактурного пласта. Использование трехстрочной записи дает возможность распределения всей фортепианной ткани в пространстве пяти-шести октавного звукового диапазона.
Помимо регистровой рассредоточенности, многоплановый способ изложения фактуры способствует осуществлению самостоятельности движения каждого голоса, развивающегося не в соподчинении с другими. Особенно рельефно это прослеживается в 9 тактах вступления и в нетактированных эпизодах, где каждая фактурная линия выполняет свою индивидуальную роль в общем развитии мелодического материала (пример).
В джазовой импровизации заложены значительные потенциальные ресурсы для образования специфического джазового метроритма в анализируемых нами произведениях.
Сравнивая ритмическую сторону двух джазовых сочинений композитора «Rag-time» и «Piano-Rag-Music», интересно заметить, что подход композитора к проблеме джазовой ритмики в них совершенно различен. Это обусловлено характерными признаками в определении жанровости как основы танцевального начала в них.
Если в «Rag-time» ясна его танцевально-джазовая специфика, которую подчеркивает определенный синкопированный рисунок, опирающийся на метрически прочную четырехдольность, то в «Piano-Rag-Music» джазовые элементы изменены до неузнаваемости (нарушение метрической устойчивости, чередование постоянно сменяющейся переменности метрики с длительными нетактированными эпизодами, постоянное изменение ритмичнских последовательностей и группировок, отсутствие каких-либо закономерностей строения).
Интенсивное использование динамических средств (акцентов, «sf», «tenuto») в ассиметричном временном пространстве чрезвычайно обостряет общий динамизм «Piano-Rag-Music».
Несмотря на то, что фортепианных произведений, написанных композитором в стиле джаза, всего лишь три («Piano-Rag-Music», «Rag-time», «Танго» - 1940г.), влияние его отражается в интонационной сфере и фортепианном письме некоторых последующих сочинений.
Одним из конкретных примеров данного влияния является миниатюра Pesante из цикла «Легкие пьесы». Наряду с использованием композитором характерных интонаций и ритмов Танго, в этой миниатюрной джазовой стилизации чрезвычайно ярка динамическая активность, обусловленная контрастностью ее ритмической структуры (смена метра, ритмического рисунка, резкая акцентуация). Аналогичные метроритмические приемы используются композитором не только в джазовых стилизациях. Особенно ярко они экспонируются в быстрых частях масштабных циклических произведений таких, как Концерт для фортепиано и духовых и Каприччио.
Таким образом, в фортепианных произведениях джазового направления наряду с глубоко индивидуальными свойствами фактуры, метроритма, динамики наблюдаются типические свойства, получившие воплощение во многих фортепианных произведениях Стравинского. Об этом свидетельствуют преобладание специфических интонаций жанра; самостоятельность каждого голоса подобно индивидуальному движению инструментов в джазовом ансамбле; абсолютизация ритмической и временной свободы; обострение динамических средств.