Рис.
В этой фразе весь философский смысл произведения, и Мусоргский его выделяет сменой фактуры – выдержанные аккорды, глубокой минорной тональностью es-moll, резкой сменой динамики от piano к forte.
В коде эта тема возвращается. Ремарка con dolore (с печалью, со скорбью) привносит в заключительные такты настроение глубокой скорби.
В романсе «Видение»
(1877 год, слова А. Голенищева-Кутузова), написанном на стихотворение Голенищева-Кутузова «Летняя ночь», Мусоргский показывает романтический образ ночи:
Я видел ночь. Она передо мной
Вся в черном шла, живая, молодая,
Волшебница с поникшей головой,
Зарницами, как взглядами, сверкая.
Прозрачен был ее воздушный стан;
Но чуял я дыханья знойный трепет,
И в тишине, как ласковый обман,
Незримых уст призывный несся лепет.
Казалось мне, что чудная зовет
Меня с собой к любви и наслажденью.
И я все шел, все шел за ней вперед,
Объятый весь огнем ее и тенью!
Вся музыка романса объята романтикой. Ее нежные, теплые краски подчеркивают ремарки – Largo delicatissimo, а также динамические оттенки (весь романс звучит на piano и pianissimo):
Рис.
Для передачи волшебного колорита ночи композитор широко использует аккорды мажоро-минорной системы (VIb, IIIb, IIb, VIIb, IIIмаж, Sг), тремоло во второй части, при этом тоника Es-dur неустойчивая, зыбкая. Такие приемы особенно типичны для позднего стиля Мусоргского. В особенностях фортепианной фактуры – хрупких аккордах в высоком регистре – угадываются черты импрессионизма.
И последнее сочинение, не случайно завершающее развитие лирико-психологической сферы – «Странник»
(1878 год, на слова Фр. Рюккерта в переводе А. Плещеева). Здесь Мусоргский обращается к вечной романтической теме странничества. Этот романс можно считать автобиографическим, в нем композитор передал свои чувства одиночества, воспоминания об ушедших в иной мир близких и родных. Для этого он вносит изменения в поэтический текст - отказывается от двух четверостиший перевода и создает свой вариант окончания, в котором глубже показано его личное трагическое мироощущение:
Нет со мною близких,
Сердцу дорогих,
А теперь так крепко
Обнял бы я их.
Настроения трагической обреченности, душевного опустошения Мусоргский смог передать через лаконичность формы (период из двух предложений), простоту мелодии, повторяющей одни и те же обороты, преобладанию тонического органного пункта.
Необычно, в трагедийном контексте трактована в романсе тональность D-dur, что обнаруживается и в цикле «Без солнца». Все перечисленное противопоставляет романс сложным монологам, созданным ранее и, при этом, вызывает ассоциации с аналогичным по содержанию романсом «Снова, как прежде, один» П.И. Чайковского, завершающем вокальный цикл на слова Ратгауза:
Рис.
Еще одна параллель – песни вокального цикла «Зимний путь» Шуберта, где образы одинокого пути раскрыты в столь же лаконичной и экономной по средствам музыкального языка форме.
Путь эволюции вокальных миниатюр лирико-психологического содержания, пройденный Мусоргским с 1859 по 1878 годы - это путь от традиционных жанров (баллады, элегии) - к монологу (хотя жанр песни остается в арсенале композитора в силу его универсальности, о чем говорит песня «Странник»). Почти все рассмотренные произведения - романтические по кругу образов и средствам музыкального воплощения: от несколько «сладковатых», «салонных» раннеромантических настроений и образов, являющихся отголосками глинкинской эпохи – к глубоким, потрясающим своей скрытой трагедийностью образам позднего романтизма и психологического реализма.