Произведения лирической сферы композитор сочинял на протяжении почти всей своей жизни. Первое из них, «Листья шумели уныло», вошло в вокальный цикл «Юные годы», последнее – «Странник», написано в 1878 году (см. хронологическую таблицу в Приложении, где указаны все вокальные сочинения Мусоргского, которые могут быть отнесены к лирико-психологической тематике).
Попытаемся проследить, как менялись образы и настроения, средства музыкальной выразительности, как эволюционировало творчество Мусоргского на протяжении почти 20 лет.
Первый период творчества Мусоргского – годы ученичества (конец 50-х – 1864). Здесь еще сильно влияние Балакирева и, в целом, традиций русской композиторской школы. Поэтому в романсах этих лет – «Листья шумели уныло», «Что вам слова любви?» мы видим традиционные для первой половины XIX века жанры, формы, хотя и тронутые чертами яркой индивидуальности.
Первому из названных романсов – «Листья шумели уныло»
(1859 год, слова А. Плещеева) Мусоргский дает подзаголовок «музыкальный рассказ», и, таким образом, уже в жанровом определении он подчеркивает элементы балладности. Здесь они приобретают мрачный оттенок, продолжая традицию романтических баллад эпохи М. Глинки («Сельское кладбище», «Ночной смотр» Глинки, «Черная шаль» Верстовского). В этом сочинении Мусоргский впервые обращается к гражданской тематике. Содержание текста – тайные ночные похороны политического арестанта, революционера. Однако данная тема раскрыта Мусоргским обобщенно, а не в революционно-демократическом аспекте.
Музыкальный стиль данного сочинения также целиком отвечает традициям романтической эпохи. Балладность приводит к развитой фортепианной партии, которая построена на монотонно колышущихся фигурациях, остинатные басовые педали упорно повторяют нисходящий фригийский тетрахорд (под конец он проникает и в вокальную партию), за счет чего создается ощущение таинственности мрачной ночи:
Рис.
Рокочущие басы аккомпанемента, преобладание низких регистров, красочность мажоро-минора создают чувство жуткой картины этой ночи. В напевности вокальной партии, в скорбном характере повествования проявляется влияние и жанра элегии. Это говорит о том, что уже здесь композитор смело сочетает особенности вокальных жанров. В романсе угадываются прообразы зрелых произведений Мусоргского, например, Е. Дурандина видит здесь прообраз цикла «Без солнца».
Еще один ранний лирический романс – «Что вам слова любви?»
(1860 год, слова А. Аммосова). «По-юношески восторженный и мечтательный, он полон еще отзвуков «салона» с его меланхолическими чувствами и «жестокими» страстями» [5, c. 52], что напрямую связано с настроениями поэтического текста:
Что вам слова любви?
Вы бредом назовете.
Что слезы вам мои?
И слез вы не поймете.
Оставьте ж мне мечты.
Ни словом и ни взглядом
Сердечной теплоты
Не отравляйте ядом.
Новизна трактовки лирического содержания в романсе заключается в том, что в рамках малой формы (простая двухчастная) сопоставляются два контрастных состояния: порывисто-взволнованное и мечтательно-созерцательное. Тональность, тип фактуры и метроритм первой части напоминают «Лакримозо» из гениального произведения Моцарта:
Рис.
Вторая часть выделяется по музыкальным средствам. В ней светлый
лиризм создается за счет постоянной смены регистра, его ладогармонического и динамического освещения:
Впоследствии подобные образы возвышенного лиризма, отделившись от любовно-лирических прототипов, выходят в творчестве Мусоргского в сферу философской и религиозно-философской лирики (например, «Горними тихо летела душа небесами», «Элегия» из цикла «Без солнца»). В этом плане параллели с «Лакримозо» вполне оправданы.
Романсы зрелого периода (1864-1874) обнаруживают новые черты. Здесь композитор обретает яркую индивидуальность, находит свой неповторимый творческий почерк. В эти годы создаются самые знаменитые вокальные сочинения крестьянской и социально-бытовой тематики («Колыбельная Еремушке», «Светик Савишна» и т.п.). Но и в лирических романсах мы обнаруживаем яркие черты эволюции, прослеживающиеся в круге тем и образов, средствах музыкальной выразительности. В зрелый период прослеживаются признаки новаторства трактовки жанра и формы, элементов музыкального языка.
"Молитва"
(1865 год, слова М. Лермонтова), посвященная матери композитора, была написана незадолго до ее смерти. Произведение овеяно сердечной теплотой и глубиной высказывания. В этом вокальном сочинении, по словам Н. Туманиной, Мусоргский «впервые почувствовал все огромное горе невозвратной потери милого и близкого человека и свое одиночество» [12, с. 68].