Мусоргский, опираясь на перевод М. Михайлова, создает более развернутое произведение, своего рода «маленькую поэму» о любви. Как и романс «Что вам слова любви» он написан в простой двухчастной форме контрастного типа с разомкнутым тональным планом Es-dur-Des-dur. Эта незавершенность двухчастной композиции идет от содержания текста, где первый раздел показывает любовное томление, смутные мечты, а второй – надежду на взаимность и пылкое признание.
В первой части напевная мелодия сочетает плавные ходы с широкой интерваликой, скачки на октаву и более, что придает выразительность, скрытое напряжение лирического чувства. Со слов «а вздохи мои» возникает мелодическая волна, которая охватывает диапазон более октавы, и в ее кульминации используется нисходящий скачок децимы. При этом сохраняется статика мерных аккордов (эффект сдерживаемого чувства, позволяющий провести параллели с романсом Шумана «Я не сержусь»).
Контраст второй части не только тональный, но фактурный и метроритмический. Вместо статики размера 3/2 - более оживленный 6/8, при этом укорачиваются основные доли (вместо половинной - восьмая и четвертная). В I части явной кульминации нет, и в этом также проявляется ее статика, а во II части со слов «и звучную песнь под окошком» начинается большая волна нарастания, но при этом несовпадение высотных и динамических оттенков подчеркивают тонкость, зыбкость лирического чувства.
Рис.
Вокальные миниатюры позднего периода (с 1874 года) открывает вокальный цикл «Без солнца», который будет рассмотрен в третьей главе. После него усиливаются настроения одиночества, тоски по недостижимому идеалу, трагические предчувствия конца жизненного пути. В вокальных миниатюрах последних лет, романсах и монологах, мы обнаруживаем разнообразие образов и настроений – от мистики до гражданственно-философской темы.
Романс-монолог «Непонятная»
(1875 год, слова М. Мусоргского)[3] – один из женских портретов, что вызывает аналогии с рядом вокальных миниатюр, посвященных Н.П. Опочининой (они будут рассмотрены во второй главе) и монологом «Скучай» из цикла «Без солнца». Романс посвящен М.И. Костюриной («Барыньке на елку»), хотя и не является ее музыкальным портретом. Здесь, скорее, отражен идеальный женский образ, подобный образу Н.П. Опочининой:
Рис.
По характеру изложения романс аналогичен драматическому монологу «Надгробное письмо». Если в ранее рассмотренных вокальных сочинениях мы обнаруживали напевную мелодику, жанровые признаки русского классического романса, в частности элегии, то музыкальный стиль «Непонятной» совершенно иной. Это в полной мере драматический монолог, с точно продуманной интонацией, фразировкой, свободно-импровизационной формой, который мы обнаруживаем в опере «Борис Годунов», впоследствии – в «Хованщине».
Собственно портрет – краткие начальные фразы (такты 1-3 и 7-9), где предстает образ сдержанный, полный благородства и немного загадочный в своей лаконичности. Это подчеркивает хоральный склад аккомпанемента, аккорды с задержаниями, напевность кратких вокальных фраз, произносимых искренне и тепло.
Этот музыкальный «портрет» сменяется едкими обличительными репликами, адресованными «кромешникам толпы всеядной». Автор ведет внутренний диалог, который перерастает в гневную обличительную речь «И вы, лукавцы жалкие…». Здесь музыкальный тон становится более напряженным за счет обострения интонаций (вплоть до нисходящей септимы), а также динамизации фортепианного сопровождения. Органный пункт на ноте h передает «стук молота по…совести окаменелой». Характерное для данного произведения многократное сочетание тоники с VI53b или VI7b придает скрытую трагедийность звучания, обуславливает резкие интонационные обороты, как в уже упомянутом скачке на б7 (на слова «по вашей совести окаменелой»).
Следующему сочинению «Горними тихо летела душа небесами»
(1877 год, слова А. Толстого) свойственна самоуглубленность и созерцательность. Колорит, оркестровый характер фактуры роднят песню с некоторыми вокальными произведениями композитора, с такими как «Молитва», «Ночь», «Окончен праздный шумный день» из цикла «Без солнца». В этом романсе Мусоргский раскрывает идею соотношения мирских, человеческих страданий и «блаженства и радости» потустороннего мира. Он обращается к сложнейшей религиозно-философской теме жизни души после смерти. Нельзя не провести параллель с аналогичной по тематике кантатой С.И. Танеева «Иоанн Дамаскин», созданной четырьмя годами спустя (особенно с ее первой частью – «Иду в неведомый мне путь»); произведения объединяют и тексты А. Толстого.
Романс написан в простой трехчастной репризной форме, завершенной кодой. Тема I части очень гибкая и текучая, лирико-повествовательного плана. Весь раздел идет на фоне тремолирующего аккомпанемента, что способствует передаче «горнего» мира, как и некоторая отрешенность интонаций. II часть поначалу представляет вариантное развитие I части. Изменяется лишь фактура – вместо тремоло в высоком регистре появляются триольные репетиции. Повествование вскоре прерывается вопросами «светил», их сменяет скорбная речь души: «Я земли не забыла»: