На пути к психологической драме заметное место занимает последняя редакция «Псковитянки». Здесь уже присутствуют сцены, где, в отличие от «Снегурочки», смена различных настроений происходит внутри одного акта. Например, внутренней динамикой насыщена сцена царя с Ольгой (в третьей картине второго действия). Здесь Иван Грозный чувствует и гнев, и душевное волнение и нежность к дочери. Показательна ремарка, адресованная моменту встречи Ольги с отцом, имеющая чисто психологическую подоплеку: «Ольга быстро поднимает голову и взглядывает в первый раз на царя Ивана, он впивается в нее глазами».
Внимание к музыкально-психологическому развитию в 90-е годы становится у Н. А. Римского-Корсакова системным. Не случайным видится его интерес к «Пиковой даме» П. И. Чайковского, четвертую и пятую картину которой критик Н. Финдейзен называл ярким примером психоанализа.
Помимо этого, в поисках «истинной вокальности» и выразительности речитатива своеобразной творческой лабораторией для композитора стала работа над камерно-вокальной музыкой. В середине 90-х годов Н. А. Римским-Корсаковым было сочинено более 40 романсов, о которых он писал: «"Царской невесте" предшествовал целый ряд этюдов в виде 40-50 романсов и "Моцарта и Сальери", которые совместно изменили в значительной степени стиль моего письма, и этот стиль весь и вылился пока в "Царской невесте"» [47, 99].Из этого следует, что и сам композитор оценивал сочинения 97-99 гг. как качественно новый этап своего творчества. Опера «Моцарт и Сальери» и вслед за ней «Боярыня Вера Шелога» сосредоточили в себе новый стиль, где именно вокальная партия стала непосредственным выразителем душевных переживаний, внутреннего мира человека.
В это время Н. А. Римский-Корсаков создал определенный тип психологической музыкальной драмы, в котором почти полностью отсутствует внешняя событийность, при этом действие происходит в ограниченном пространстве, а не во взаимосвязи с народными сценами или с силами природы, как в исторических или сказочных операх. Если природа и быт затрагиваются, то показываются сквозь призму их психологического восприятия действующим лицом.
Судьба одного героя, одна сюжетная линия, событийность «за кадром», пристальный взгляд к образу во всей сложности его психологического склада, тонкая детализация характеристик оперных персонажей — черты камерных опер Н. А. Римского-Корсакова. Возникновение их стало особым, исключительным и закономерным явлением в творчестве композитора, находящегося в поисках глубинной правды характеров, которое завершилось кульминационной «Царской невестой». Тема человека нашла в этих произведениях многомерное решение.
Таким образом, камерные оперы «Моцарт и Сальери» и «Боярыня Вера Шелога» явились зоной эксперимента в выработке драматургических принципов психологической драмы, став подготовительным этапом для создания «Царской невесты». Камерная сказочная опера «Кащей Бессмертный» стала этапом в формировании другой оперной эстетики — театра представления, символического действа, в полной мере представшем в «Золотом петушке».
Сорокалетняя деятельность Н. А. Римского-Корсакова в области оперы, как в зеркале, отражает, наряду с некоторыми постоянными его творческими устремлениями (например, тяга к народному эпосу, сказке, поэтизация природы), также и эволюцию его взглядов под влиянием новых общественных веяний эпохи, развитие, изменение некоторых принципов его собственной оперной эстетики. Огромное воздействие на творчество композитора имела эстетика композиторов Новой русской школы, членом которой он также являлся. Чтобы нагляднее выявить связь Н. А. Римского-Корсакова с этим художественным объединением, рассмотрим творческие установки и особенности их оперной эстетики.