Важной чертой драматургии оперы малой формы является лаконичность в средствах характеристики героев. Композитор наделяет оперных персонажей минимальным числом мотивов-характеристик, не вводя на протяжении оперы нового тематизма. Возникающие в процессе развития действия новые, на первый взгляд, мотивы-характеристики обычно являются производными от тематического материала, экспонированного в начале. Но при этом именно камерным операм свойственна детализация средств выразительности.
При всем разнообразии драматургических решений, оперы малой формы объединяет ряд черт. К ним относятся: ограничение числа действующих лиц оперы для того, чтобы сосредоточить все внимание на углубленном раскрытии главного образа или основной сюжетной линии; максимальная концентрация действия, не допускающая ввода отстраняющих эпизодов, не связанных с действием бытовых сцен; заостренность внимания на тонких оттенках переживаний героев, показ их «крупным планом»; сравнительная ограниченность музыкально-тематического материала и экономность его применения.
В одноактной опере — небольшом по продолжительности сочинении — композиторы видели возможность дать полную, емкую картину, отражающую напряженный, кульминационный момент человеческой жизни. Одноактной опере чуждо многословие. Она стремится постигнуть самую суть психологической коллизии. По сравнению с большой многоактной оперой в камерных сочинениях музыкальное время не просто укорачивается — оно уплотняется, сжимается, концентрируется. В таких операх нет хоров, состав оркестра — малый. Функция оркестра выражается не только в характеристике образов, комментировании действия, раскрытии подтекста, но и во многих случаях в замене развернутых вокальных сцен или эпизодов кратким проведением определенного тематически существенного материала. Как будет показано ниже, все эти жанровые признаки полностью воплотились в камерных операх Н. А. Римского-Корсакова.
Уступая крупным операм в широте охвата окружающей жизни, лучшие произведения малой формы не уступают им в глубине отражения действительности, в актуальности тематики, в тонкости психологического анализа. Лучшие русские оперы малой формы обогатили музыкальный театр, составив особую страницу его истории.
После того, как были обозначены наиболее важные черты камерной оперы, необходимо обратиться к творчеству Н. А. Римского-Корсакова.
На протяжении 40 лет композитор написал 15 опер, которые стали основой репертуара отечественного музыкального театра. В них с исчерпывающей полнотой отражены идейно-художественная проблематика и стиль автора, его коренная связь с народным творчеством и великими представителями русской литературы — А. С. Пушкиным, А. Н. Островским, Н. В. Гоголем и Л. А. Меем, произведения которых вдохновили композитора на создание большинства опер.
Каждая опера автора глубоко своеобразна по содержанию, драматургии, композиционному и стилистическому решению, что, несомненно, говорит о постоянном творческом поиске Н. А. Римского-Корсакова. Среди пятнадцати опер композитора нет однотипных, принадлежащих одной жанровой разновидности. Но при всем своем разнообразии, в творчестве композитора преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда, фантастика, «седина» русской истории питали фантазию Н. А. Римского-Корсакова не только сюжетами, но и идеями. Не случайно наиболее характерные черты его творчества выявляются в произведениях, связанных с красочными картинами народного быта, с поэзией русской природы, миром народной фантастики. Именно в этой области во всей полноте раскрывается живописно-изобразительный дар Н. А. Римского-Корсакова, его удивительная лирика, насыщенная покоем и теплотой, чистотой и искренностью, созерцанием красоты. Необыкновенная гармоничность мировосприятия во многом роднит его с М. И. Глинкой.