Исполнительский анализ фортепианного цикла «Благородные и сентиментальные вальсы»

Материалы » Морис Равель – "Эстетика обмана". Особенности стиля в фортепианном творчестве » Исполнительский анализ фортепианного цикла «Благородные и сентиментальные вальсы»

Страница 3

Данный вальс является как раз таким примером гармонизации, а, следовательно, особой педализации. Первые два такта, как и похожие, по структуре последующие, следует играть на одной педали: захватив бас как основу, дальше постепенно нужно как бы «подчищать» педаль, но так, чтобы в конечном итоге звучала вся гармоническая функция. В сочетании с таким способом педализации, необходимо также дифференцировать фактуру, а именно, выделять особо важные элементы музыкальной ткани. Этот аспект педализации применим не только к данному вальсу, а также ко всем остальным вальсам и ко многим другим фортепианным произведениям Равеля.

Далее, через связку энгармонической замены звука as, вступает музыка пятого вальса.

Пятый вальс — чисто лирическая страница, вылившаяся из-под пера композитора. В нем преобладает четкость ритмического рисунка, музыка оживлена звучаниями двойных нот, хроматическими поворотами. Изложение несложно — мелодия в правой руке, в левой — традиционная фигура вальсового аккомпанемента. Все это несколько по-иному, более усложненно повторяет построение второго вальса. Характерен эпизод ‘’pp – tres fluide’’ (очень плавно), в котором мелодический рисунок, сначала излагаясь двойными нотами, переходит в другой тип фактурного изложения. Обозначение ‘’la partie superieure en dehors’’( выдяляя верхний голос) указывает на дифференцированность фактуры, требующей также, тонкой педализации.

Если пятый вальс вызывает в памяти второй, то шестой перекликается с третьим, и это играет важную роль в общей конструкции сюиты, укрепляет единство общего построения. Также общности цикла способствует интонационное и ритмическое сходство и родство музыки. Так, например, ритм третьего вальса напоминает вступление первого; интонации пятого вальса предвосхищают, только уже в другом характере, интонации шестого; за основу вступления седьмого вальса позаимствован мотив из шестого, также присутствуют интонации и ритмы первого вальса и т.д.

В быстром шестом вальсе, идущем в непрерывном движении четвертями, спартански простом в своем отказе от полнозвучия, есть нечто предвещающее послевоенную манеру композитора. Мелодия, ранее остававшаяся в рамках трехчетвертного размера, становится более свободно дышащей: гибко меняются размеры 3/2 и 6/4, автором предписаны отступления от темпа, динамические градации находятся в диапазоне от пианиссимо до меццо пиано, изредка меццо форте. Музыка вальса приобретает весьма скерцозный характер. От пианиста требуется очень живое, контрастное исполнение: от взлётных, порхающих мотивов до широкой томной мелодии, смена темпов. Как и в первом вальсе, здесь встречается смещённый бас, однако этот эффект можно трактовать не как ощущение неустойчивости, а скорее взволнованности, возбужденности. Ощущение «полётности», «порхания», некой экстатичности создают арпеджированные аккорды.

Начало седьмого вальса вводит в сферу редкой у Равеля целотонной гармонии, но это не больше чем подготовка к основному эпизоду, где снова выступают черты шубертианства: основе, не чуждой, впрочем, И. Штраусу. Из всех других он самый протяженный, является смысловым центром сюиты. Это драма любви и ревности, в которой нежные признания перебиваются общим движением бального вальса в звучании tutti.

Как уже упоминалось, начальный такт вступления чуть ли не полностью копирует мотив из предыдущего вальса. Оригинально придумана Равелем ритмическая формула главной темы, неквадратная по строению (3 такта), сразу же придаёт поистине танцевально - воздушый характер музыки. Далее развитие набирает обороты, вклиниваются пассажи восьмыми, встречается обозначение «augmentez peu a peu» (усиливая понемногу), что указывает, несомненно, и на агогический сдвиг и, кульминация достигает своего апогея в открытой, искренней, по-настоящему благородной мелодии. Затем следует средний эпизод «Un piu plus anime», в котором можно найти и шопеновскую вальсовую формулу. Протяжная широкая мелодия, парящая над стремительными арпеджированными пассажами, полиритмия(2 на 3) делают музыку этого эпизода полётной, неуловимой, ускользающей, которая впоследствии, успокаиваясь, возвращается в своё прежнее русло. Затем точный повтор первого раздела ещё раз окунает нас в музыку танца и на этом вальс завершается.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru