Для знатоков джаза свинг явился новым направлением джаза с определенным битом и большими возможностями для импровизации. В художественно-исполнительском отношении свинг требовал от музыканта отточенной техники, ощущения формы, метро-ритма и гармонии. Обычно в свинге импровизирует несколько солистов, а остальные музыканты, не умеющие импровизировать, играют по нотам интересно аранжированную пьесу. Важным оркестровым приемом свинга был «рифф» – развившаяся из блюза двух- или четырехтактная фраза, повторяемая всем оркестром с очень небольшими мелодическими отклонениями [27].
Основные ритмические особенности свинга проявились в исполнительской манере игры ведущих биг-бендов того времени. Так у Дж. Лансфорда ритм-группа сильно подчеркивала слабые доли. У Каунта Бейси все четыре доли акцентировались почти одинаково. В этом же оркестре музыканты солировали гораздо реже, аранжировки, как правило, отличались утонченностью и сложностью. Индивидуальная импровизация почти полностью исключалась, ибо главным считалась коллективная игра с отдельными солирующими группами. Из-за этого многие исследователи признают стиль свинг, как направление джаза, лишенное импровизационного начала. Также у Каунта Бейси употреблялись широкие риффы, особенно в 1937-1947 годах [26].
Эра свинга закончилась в середине 1940-х годов, когда появились оркестры Стена Кентона и Вуди Германа, которые тоже были биг-бендами, но они уже укладывались в стиль симфоджаза. Свинг начал деградировать, сведя на нет творческое начало, полностью исключив коллективную импровизацию.
Следующий этап развития джазовой ритмики связан с пришедшим на смену свинга би-бопом. Данный стиль возник в результате нежелания, в первую очередь чернокожих музыкантов, играть свинг в том виде, в котором он предстал в годы после окончания Второй Мировой Войны, то есть как коммерческий стиль, исключающий импровизационное начало, столь отличающее джаз от других жанров музыкального искусства. Естественно, что би-боп имел явные отличия от свинга. Кардинальные изменения произошли в манере игры ударника. В традиционном джазе и свинге основным аккомпанирующим инструментом ударника был большой барабан, тяжелый ритм которого «вел» весь оркестр и вместе с контрабасом закладывал твердую ритмическую основу для импровизации солистов. В бопе главным ритмическим инструментом стали тарелки (позднее хай - хет), и их непрерывное, но слабое звучание скорее намечало, чем подчеркивало основной ритм. Большой барабан стал исполнять функцию там-тама и использовался лишь для акцентирования определенных нот в импровизации [34]. Поэтому большинство музыкантов новоорлеанского стиля и свинга зачастую просто не могло играть в этом новом, непривычном для них «ритмическом климате», а публика не могла танцевать под такую музыку, так как она «не понимала ритма».
Третьим этап развития джазовой ритмики связан с другим ответвлением джаза, возникшим на ритмической базе свинга, таким, как ритм-энд-блюз. Данный стиль джазовой музыки является прямым наследником эры блюзов, его можно считать развитием во времени классического блюза с учетом всех достижений джаза за предыдущие десятилетия. Стиль ритм-энд-блюз возник на рубеже 1930 - 1940-х годов. Известный отечественный джазовый теоретик В.С. Симоненко считает это урбанизированной модификацией блюза, поскольку он распространился среди негритянских гетто крупных промышленных городов северовосточной части США (Детройт, Нью-Йорк, Чикаго, Мемфис, Канзас-Сити). Развился стиль из предвоенного блюза, основанного на танцевальном ритме бита. Отличие его состоит в усилении инструментального начала, подчеркнуто танцевальной ритмике, значительно большей эмоциональности и даже агрессивности, выраженной в первую очередь с помощью утрированной ритмической акцентировки.
Исполнение пьес строилось в виде непрерывной переклички риффов «call & response», которыми обменивались певец и саксофонист. Барабан в это время создавал исключительно энергичный бит (так называемый оборотный бит) – низкий удар на 1-й и 3-й долях такта с сухим отрывистым акцентом на 2-й и 4-й (автором этого приема был барабанщик Ф. Беллеу). Гармоническая структура стиля ритм-энд-блюз соответствует 12-тактовому блюзу, хотя встречаются пьесы с 8-тактовым членением. Характерен прием «стоп-тайм», когда весь оркестр берет первую ноту такта, делает двухтактную паузу, в течение которой поет или играет только солист [26]. Для ритм-энд-блюза характерна ритмическая вариация остинатной мелодии, состоящей буквально из одной-двух нот, но с применением разнообразных сочетаний группировок длительностей и вариантов акцентов. Такая вариация стала характерной чертой и джазовой ритмики в целом.