В начале параграфа мы выясним этимологию происхождения слова «джаз» и дадим определение джазовой музыке, важнейшей частью которой является джазовая ритмика. Относительно происхождения слова «джаз» бытует несколько версий. Одни исследователи считают, что это слово произошло от французского глагола jaser (жазе – болтать, трещать), пользуясь которым, французское население Нового Орлеана пренебрежительно называло оркестровую негритянскую музыку. Другие - связывают его с именем негра-корнетиста Джэзбо Брауна, игравшего в Нью-Йорке в начале XX в. Третьи рассматривают это слово как продукт словоподражания специфическому жужжанию особых медных тарелок, употреблявшихся при исполнении танцев у некоторых африканских племен [3].
Касаемо определения джазовой музыки также нет единого мнения, потому что до сих пор нет четких определений самих джазовых категорий, определений границ джазовой музыки по отношению к другим видам музыкального искусства. Связано это с тем, что джазовая музыка с самых своих истоков, когда она была ещё на стадии формирования, всегда взаимодействовала и взаимоинтегрировалась с различными видами музыки и выступала как сплав различных музыкальных культур. В данной работе мы используем подход к определению джазовой музыке предложенный во второй половине 50-х годов ΧΧ века всемирно известным музыковедом, президентом и директором Нью-йоркского Института джазовых исследований Маршаллом Стернсом (1908-1966). В своей хрестоматийной книге «История джаза», впервые опубликованной в 1956 г., он дает свое определение этой музыки с чисто исторической точки зрения.
М. Стернс пишет: «Прежде всего, где бы вы ни услышали джаз, его всегда гораздо легче узнать, чем описать словами. Но в самом первом приближении мы можем определить джаз как полуимпровизационную музыку, возникшую в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций - западноевропейской и западноафриканской, – т.е. фактического слияния белой и черной культуры. И хотя в музыкальном отношении преобладающую роль здесь сыграла европейская традиция, но те ритмические качества, которые сделали джаз столь характерной, необычной и легко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Африки». Следовательно, продолжает М. Стернс: «в историческом аспекте джазовая музыка - это синтез, полученный в оригинале из трех принципиальных составляющих. К ним относятся: европейская гармония, евро-африканская мелодия, африканский ритм» [30].
Относительно возникновения джазовой ритмики наиболее популярной является теория, согласно которой она возникла как соединение этническо-народной музыки с музыкой многонационального белого населения Америки с опорой на англо-кельтские, франко-романские, афро-американские музыкально-ритмические культуры. Последние представляют наибольший интерес, поскольку являются важнейшим истоком возникновения джазовой музыки вообще. Наиболее интенсивно происходил этот процесс на рубеже ХIX-XX столетий в южных районах США, на что указывают такие исследователи джаза, как И. Берендт, Дж. Коллиер, А. О’дэир, Ю. Панасье, М. Стернс. Лишь В. Конен указывает на более ранний этап активного взаимодействия, начало которого пришлось на ХVIII столетие и обозначилось на островах Карибского бассейна [20]. Именно там, по ее мнению, впервые произошло взаимодействие латинской (в частности испанской) культуры и ритмики западноафриканских народов (ХVI – XVII вв.). Впоследствии взаимопроникновение различных культур проявило себя ярче всего в районе французской колонизации Северной Америки (нынешние штаты Луизиана и Алабама).
Негритянские рабы привезли с собой яркую и совершенно отличную от европейской музыку с характерным превосходством ритма над мелодией и обладавшую огромным ритмическим разнообразием и богатством. У африканских негров с давних пор существуют целые оркестры (так называемые «хоры барабанов»), составленные из десятков барабанов разной величины. Они исполняют традиционные, передающиеся из поколения в поколение ритмы, служащие аккомпанементом к ритуальным танцам. Исполнение строится как примитивная импровизация музыкантов этих оркестров на определенную ритмическую тему. Возникающие в момент импровизации побочные ритмы сплетаются в сложную полиритмию, так что часто одновременно сосуществуют пять-шесть различных сходящихся и расходящихся ритмических линий [15]. Привезенные в Америку и обращенные в христианство негры стремились приспособить ритмы ритуальных танцев к протестантским богослужениям, в которых одним из обязательных компонентов является хоровое пение религиозных гимнов. Естественно, что негры-рабы быстро усвоили нехитрые мелодии и гармонии этих гимнов, а затем стали вносить в их хоровое исполнение простейшие импровизации, в первую очередь свои национальные ритмические вариации мелодий.